Департамент Смоленской области по социальному развитию
Смолеское областное государственное учреждение
«Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями
и инвалидов молодого возраста «Вишенки»
ШАГИ В БУДУЩЕЕ
Социально-трудовая
трудовая реабилитация
детей с ограниченными
возможностями и
инвалидов молодого
возраста
Опыт
Проблемы
Достижения
Перспективы
Смоленск
2011
1
В рамках проекта социально-трудовой реабилитации,
предпрофильной и профессиональной подготовки детей с ограниченными
возможностями и инвалидов молодого возраста «Шаги в будущее». <...> С.Б.Горюнов
начальник Департамента Смоленской области
по социальному развитию <...> В.Г.Быкова
методист СОГБУ «Центр «Вишенки»
кандидат педагогических наук. <...> В сборнике представлен опыт смоленского областного государственного
бюджетного учреждения «Реабилитационный центр для детей с
ограниченными возможностями и инвалидов молодого возраста «Вишенки»
по реализации проекта социально-трудовой реабилитации, предпрофильной
и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями и
инвалидов молодого возраста «Шаги в будущее». <...> Целью этого проекта является развитие взаимодействия социальных
учреждений с социально-ориентированным бизнесом, общественными
организациями, учреждениями образования, культуры и Центром занятости
города Смоленска для оказания помощи в социально-трудовой
реабилитации, предпрофильной и профессиональной подготовки детейинвалидов и лиц молодого возраста с ограниченными возможностями,
детского и семейного предпринимательства. <...> Одной из основных
задач политики государства
является
реализация
мероприятий, направленных
на интеграцию людей с
ограниченными
возможностями, в том числе
детей-инвалидов, в общество. <...> В данном сборнике представлены материалы, отражающие основные
направления работы Центра «Вишенки»
по социализации детей и
подростков с учетом их возраста, индивидуальных ограничений <...>
Шаги_в_будущее_Социально-трудовая_реабилитация_детей_с_ограниченными_возможностями_и_инвалидов_молодого_возраста.pdf
Департамент Смоленской области по социальному развитию
Смолеское областное государственное учреждение
«Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями
и инвалидов молодого возраста «Вишенки»
ШАГИ В БУДУЩЕЕ
Социально-трудовая
трудовая реабилитация
детей с ограниченными
возможностями и
инвалидов молодого
возраста
Смоленск
2011
Опыт
Проблемы
Достижения
Перспективы
1
Стр.1
В рамках проекта социально-трудовой реабилитации,
предпрофильной и профессиональной подготовки детей с ограниченными
возможностями и инвалидов молодого возраста «Шаги в будущее».
Авторы-составители:
Е.В. Бурко, З.Д. Ермакова, Н.Г. Морозова, Ю.В. Петрова, В.Я. Романова,
Н.В. Солдатова, Е.В. Ткаченко, А.В. Яковленкова
Шаги в будущее
Рецензенты:
С.Б.Горюнов
начальник Департамента Смоленской области
по социальному развитию
В.М.Хомутова
начальник отдела по организации социальной
поддержки и социальному обслуживанию
семей и детей Департамента Смоленской
области по социальному развитию.
Консультант:
В.Г.Быкова
методист СОГБУ «Центр «Вишенки»
кандидат педагогических наук.
В сборнике представлен опыт смоленского областного государственного
бюджетного учреждения «Реабилитационный центр для детей с
ограниченными возможностями и инвалидов молодого возраста «Вишенки»
по реализации проекта социально-трудовой реабилитации, предпрофильной
и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями и
инвалидов молодого возраста «Шаги в будущее».
Целью этого проекта является развитие взаимодействия социальных
учреждений с социально-ориентированным бизнесом, общественными
организациями, учреждениями образования, культуры и Центром занятости
города Смоленска для оказания помощи в социально-трудовой
реабилитации, предпрофильной и профессиональной подготовки детейинвалидов
и лиц молодого возраста с ограниченными возможностями,
детского и семейного предпринимательства.
2
Стр.2
Обращение
начальника департамента Смоленской области
по социальному развитию
С.Б.Горюнова
задач политики государства
является
Дорогой читатель!
Одной из основных
реализация
мероприятий, направленных
на интеграцию людей с
ограниченными
возможностями, в том числе
детей-инвалидов, в общество.
Каждый ребенок уникален и
неповторим. Поэтому основной задачей общества является раскрытие
потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями.
В данном сборнике представлены материалы, отражающие основные
направления работы Центра «Вишенки» по социализации детей и
подростков с учетом их возраста, индивидуальных ограничений
жизнедеятельности, интеллектуального развития, творческих способностей и
трудовых навыков, на их профессиональное самоопределение, по оказанию
помощи детям в познании и осознании собственных способностей,
возможностей и интересов.
3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение
2. Формирование среды сопровождения ребенка-инвалида по подготовке его к
трудовой деятельности и активной жизненной
позиции……………………………………………………………………….
3. Развитие творческих способностей как одно из условий самореализации личности
ребенка с ограниченными возможностями
здоровья…………………………………………………………………………
3.1.Формирование
устойчивого познавательного интереса к занятиям как
одно из направлений социализации детей с ограниченными возможностями.
(Из опыта работы мастерской «Декоративно-прикладное
творчество»………………………………………………………………..
3.2. Содержание учебно-методического комплекса «Магия бумаги» (из опыта
работы мастерской «Магия бумаги»)……………….
3.3. Ручной труд и его значение для творческого развития детей
дошкольного возраста. (из опыта работы мастерской «Волшебная
мозаика)……………………………………………………………………
3.4. Роль мастерской «Природные материалы и фантазия» в формировании и
развитии творческих начал у детей с ограниченными
возможностями…………………………………………
4. Организация профориентированных мастерских - уверенный шаг в мир
профессий (из опыта работы отделения социально-трудовой
реабилитации)…………………………………………………………………....
4.1.Программное обеспечение кабинета по профессиональной ориентации
подростков с ограниченными возможностями (из опыта работы кабинета
профориентации)……………………….…
4.2. Тренинговое занятие по профессиям «Человек-Человек»……
4.3. Работа студии «Фотодизайн» часть профориентационной деятельности
(из опыта работы студии «Фотодизайн»)………….
4.4. Швейное дело. Ввведение в профессию
(из опыта работы мастерской «Швейное дело»)…………………….
5. Формирование социально-бытовой самостоятельности у детей с ограниченными
возможностями здоровья и сниженным интеллектом.
(Из опыта работы кабинета «Социально-бытовая реабилитация»)…..
6. Первые шаги к самостоятельности (Отзывы детей)……………………..
4
Стр.4