Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Сонет как универсальная жанрово-строфическая форма : учебное пособие : практикум. Направление подготовки 45.03.01 – Филология. Профиль подготовки «Отечественная филология». Бакалавриат (190,00 руб.)

0   0
АвторыОстанкович А. В.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц84
ID578853
АннотацияПособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО. В нем представлены основные этапы развития сонета в России, дано его теоретическое обоснование как жанрово-строфического образования с точки зрения реализации универсального гармонического потенциала. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 45.03.01 – Филология
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 45.03.01 – Филология
УДК801.675.2
ББК84(0)-5
Сонет как универсальная жанрово-строфическая форма : учебное пособие : практикум. Направление подготовки 45.03.01 – Филология. Профиль подготовки «Отечественная филология». Бакалавриат / А. В. Останкович .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2015 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/578853 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СОНЕТ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЖАНРОВО-СТРОФИЧЕСКАЯ ФОРМА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПРАКТИКУМ Направление подготовки 45.03.01 – Филология Профиль подготовки «Отечественная филология» Бакалавриат Ставрополь 2015 УДК 801.675.2 (075.8) ББК 84(0)-5 я73 С 62 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета С 62 Сонет как универсальная жанрово-строфическая форма: учебное пособие (практикум) / авт.-сост. <...> В нем представлены основные этапы развития сонета в России, дано его теоретическое обоснование как жанрово-строфического образования с точки зрения реализации универсального гармонического потенциала. <...> Теория гармонической системы сонета корректирует противоречивое отношение в науке к следованию или не следованию всем правилам жанрово-строфической формы, актуализирует диалогизированную пространственно-временную сферу сонета, систематизирует закономерности образования циклических сонетных единств и реализацию сонетом строфического и жанрового потенциала в условиях цикла. <...> Целью курса является формирование набора общепрофессиональных компетенций будущего бакалавра: Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3); владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста (ОПК-4). <...> Теоретические задачи: - освоение методологических принципов теории сонета в его историческом развитии; - овладение теорией гармонической организации поэтического текста; - рассмотрение основных концепций сонетологии и стихосложения <...>
Сонет_как_универсальная_жанрово-строфическая_форма_Учебное_пособие._Практикум._Направление_подготовки_45.03.01_–_Филология._Профиль_подготовки_«Отечественная_филология»._Бакалавриат.pdf
УДК 801.675.2 (075.8) ББК 84(0)-5 я73 С 62 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета С 62 Сонет как универсальная жанрово-строфическая форма: учебное пособие (практикум) / авт.-сост. А. В. Останкович. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 84 с. Пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО. В нем представлены основные этапы развития сонета в России, дано его теоретическое обоснование как жанрово-строфического образования с точки зрения реализации универсального гармонического потенциала. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 45.03.01 – Филология. УДК 801.675.2 (075.8) ББК 84(0)-5 я73 Автор-составитель д-р филол. наук, профессор А. В. Останкович Рецензенты: канд. филол. наук, доцент Л. В. Савелова, канд. филол. наук, доцент А. П. Деревяшкина (ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт») © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Актуальность и значимость дисциплины обусловлены тем, что в ней сонет впервые представлен в аспекте закономерностей его гармонической организации как целостное и системное явление, способное к самоорганизующемуся функционированию и развитию через создание многообразных циклических единств и диалогизированные жанрово-родовые взаимодействия. Теория гармонической системы сонета корректирует противоречивое отношение в науке к следованию или не следованию всем правилам жанрово-строфической формы, актуализирует диалогизированную пространственно-временную сферу сонета, систематизирует закономерности образования циклических сонетных единств и реализацию сонетом строфического и жанрового потенциала в условиях цикла. Дисциплина относится к Блоку 1 «Дисциплины (модули) вариативной части». Ее освоение происходит в VI семестре. Она содержательно связана с дисциплинами, изученными ранее («Введение в литературоведение», «История русского литературного языка», «История мировой литературы средних веков и эпохи Возрождения», «История мировой литературы XVII-XVIII в.», «История мировой литературы XIX в. (часть 1, 2)», «История русской литературы XVIII века», «История русской литературы XIX века (ч.1)», «История русской литературы XIX (ч. 2)», «История русской литературы XIX века (часть 3)», «Историческая поэтика жанра русской литературы XIX века»), и необходима для освоения последующих дисциплин («История мировой литературы 20 в. (до 1945 года)», «Современная русская (родная) литература», «История русской литературы XX века (ч. 1.)», «История русской литературы XX века (ч. 2)», «История русской литературы XX века (ч. 3)», «Теория литературы»). Целью курса является формирование набора общепрофессиональных компетенций будущего бакалавра: Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3); владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста (ОПК-4). Поставленная цель предполагает осуществление следующих задач. 3
Стр.3
1. Теоретические задачи: - освоение методологических принципов теории сонета в его историческом развитии; - овладение теорией гармонической организации поэтического текста; - рассмотрение основных концепций сонетологии и стихосложения; - овладение терминологическим аппаратом сонетологии и стиховедения. 2. Практические задачи: - развитие навыков самостоятельного научного поиска в результате учебной деятельности, потребности в саморазвитии; - формирование навыков осмысления поэтических текстов с помощью анализа их формы; - умение производить целостный литературоведческий анализ поэтических текстов; - разработка проектов, связанных с профильным гуманитарным образованием в средней и высшей школе. 3. Воспитательные задачи: - сохранение и преемственность культурной традиции с помощью поэтических текстов как основных выразителей идей личностного потенциала и исторического развития общества; - познание действительности сквозь эстетическую призму поэтических текстов; - развитие эстетических потребностей учащихся. В результате освоения курса обучающийся должен знать: терминологический и понятий аппарат жанровой истории и теории сонета; принципы гармонической организации сонета и лирического произведения; канонизированную традицией систему правил построения сонета; основные классификационные типы сонета; уметь: проводить полный уровневый анализ сонета; отличать твердые строфы от обычных поэтических текстов; анализировать гармоническую систему поэтического текста. владеть: методологической базой стиховедения применительно к сонетологии; навыками самостоятельного анализа сонета и поэтического текста в целом; теорией гармонической организации стиха. В соответствии с учебным планом, объем практических занятий по дисциплине – 36 часов (1 з. е.). 4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие……………………………………………… 3 1. Происхождение, формы, многообразие содержания сонета……………………………………………………… 5 2. Сонет и гармонические законы пропорции золотого сечения……………………………………………………. 8 3. Золотое сечение в архитектонике и композиции сонета……………………………………………………… 13 4. Явление повторяемости в гармонической структуре сонета……………………………………………………… 17 5. Система традиционных правил в гармонической организации сонета……………………………………… 21 6. Диалог в жанровом времени-пространстве сонета… 26 7. Время-пространственное содержание сонета как результат диалогического взаимодействия с посланием… 30 8. Диалогический характер взаимодействий сонета – эпитафии – эпиграммы – посвящения – портретной зарисовки…………………………………………………. 34 9. Истоки русского сонета………………………………... 38 10. Сонетный идиостиль и эксперименты А.А. Ржевского…………………………………………… 44 11. Золотой век русского сонета (1820–1830 гг.)……….. 47 12. Сонеты П. Д. Бутурлина……………………………… 51 13. Сонеты И. Ф. Анненского: аспект гармонической организации………………………………………………. 55 14. Сонеты В. Я. Брюсова………………………………... 58 15. Сонеты И. Бродского…………………………………. 61 16. Минимальные сонетные циклические ассоциации: «двойчатки»……………………………………………….. 66 17. «Венки» сонетов как циклические образования»…... 69 18. Книги и романы в сонетах…………………………… 76 Литература………………………………………………. 81 83
Стр.83