Н. В. Ковтун СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ МИФ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ ТВОРЧЕСТВО В. ЛИЧУТИНА <...> Беловодский мифопроект Личутина анализируется через призму старообрядческой культуры, влияние которой сказалось и на художественной картине мира прозаика, и на концепции праведничества. <...> В исследовании определяется значение авторского варианта патриархального мифа о «крестьянском рае на земле» в культуре постмодерна. <...> Русский проект исправления мира и художественное творчество ХХ века . <...> Русский проект исправления мира и художественное творчество ХХ века Следуя традиционным для русской истории умонастроениям «конца века», наше время занято интенсивным производством новых, а также реставрацией старых социокультурных мифов. <...> Уже с конца XIX века основным содержанием социокультурных мифов, запечатленных массовым сознанием, становятся проекты исправления мира. <...> Одной из версий русского проекта исправления мира – далеко не единственной – и стал коммунистический эксперимент, существенной составной частью которого явился христианский миф. <...> Русский проект исправления мира и творчество Н. Клюева <...> «Деревенская проза», по сути своей, монологична и апеллирует к реставрации той же иерархической картины бытия, правда, на иных основаниях. <...> Современность и осознается художниками как царство Хаоса, небытия, моделирующее ложные связи и отношения, пространство видимости, а не сущности, где нет места живым людям, но только куклам, механизмам, оборотням «с полой грудью». <...> Центральным образом картины мира на рубеже XX–XXI веков. становится человек множества, представитель культурной периферии, что свидетельствует как об окончательной утрате христианских идеалов, так и об удешевлении человеческой личности. <...> Свои версии патриархального мифа о «Золотом веке» Руси есть у всех представителей «деревенской прозы». <...> Многие пласты древней, культуры Личутин сделал достоянием современности, перенеся в своё творчество, в принципы эстетики <...>
Социокультурный_миф_в_современной_прозе.pdf
УДК 821.161.1
ББК 83.3(2Рос= Рус)6
К56
Рецензенты:
Л. В. Хазова, д-р философ. наук, проф. Красноярского филиала СанктПетербургского
гуманитарного университета профсоюзов;
К. В. Анисимов, канд. филол. наук, доц. каф. русской литературы Красноярского
государственного педагогического университета
Ковтун Н. В.
К 56 Социокультурный миф в современной прозе. Творчество В. Личутина
[Электронный ресурс] : монография / Н.В. Ковтун. — 2-е изд., стер.
— М. : ФЛИНТА, 2014. — 117 с.
ISBN 978-5-9765-2001-1
Рассматриваются важнейшие социокультурные мифы, созданные в литературе
ХХ века, анализируется их типологическая общность, выявляются исторические предпосылки
возникновения. Наиболее полно представлены художественные мифы традиционной
прозы, где миф рассматривается не как фантазия, «вымысел», «сказка», а как особый
род сокровенного знания, форма мышления, обладающая мощной этической силой. В
этом контексте особый интерес представляет авторский мифопроект В. Личутина.
Книги писателя подводят своеобразный итог тех поисков, которые определили явление
«деревенской прозы» на рубеже 50–60-х годов ХХ века.
Беловодский мифопроект Личутина анализируется через призму старообрядческой
культуры, влияние которой сказалось и на художественной картине мира прозаика, и на
концепции праведничества.
В исследовании определяется значение авторского варианта патриархального
мифа о «крестьянском рае на земле» в культуре постмодерна.
Преподавателям истории, литературы, культурологии, философии, а также всем
интересующимся гуманитарными науками.
УДК 821.161.1
ББК 83.3(2Рос= Рус)6
ISBN 978-5-9765-2001-1
© Н. В. Ковтун, 2002
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
Стр.2
3
Оглавление
Введение ........................................................................................................................
Глава I. Русский проект исправления мира и художественное творчество ХХ
века ...............................................................................................................
Глава II. Мифопоэтическое пространство .................................................................
Глава III. Система художественных образов. Миф о скитальце .............................
Заключение ...................................................................................................................
4
9
34
106
159
Стр.3