Защитно-совладающее поведение как фактор профессионального здоровья и эффективности работы учителя . <...> Технологический подход к реализации программы неформального образования и психологической поддержки родителей . <...> Отеческое поучение как фактор семейного воспитания в православной педагогической культуре . <...> Protective-coping behavior as the factor of professional health and efficiency of professional activity of the teacher . <...> Socially-pedagogical aspect formation of the person of teenagers folkloremeans . <...> Попов, Н.Х. Розов (факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: fpo.mgu@mail.ru) Проведен анализ воспитательного процесса в вузах в советское и в настоящее время. <...> Ключевые слова: воспитательный процесс, концепция воспитания, организация воспитательной работы в вузе. <...> Более того, стараниями “демократов” — новых руководителей страны — само слово “воспитание” стало практически ругательным, а процесс воспитания квалифицировался как противоречащий правам и свободам человека. <...> Воспитательная работа с молодежью — очень тонкая материя, здесь одними общими призывами, инструкциями и заклинаниями не обойдешься. <...> Необходимо очень тщательно оценить все объективные возможности и продумать осуществимость всех намечаемых мер, чтобы воспитательная работа дала реальный результат, а не оставалась зачастую просто рапортом об успехах на бумаге. <...> Без четкой и ясной идеологической, общественно значимой составляющей воспитательная работа превратится в мало интересный и, главное, никому не нужный сегодня культурно-просветительский клуб. <...> Конечно, воспитательная работа включает в себя не только “голую идеологию”, содержание этой работы гораздо более обширно. <...> Пономарев (факультет педагогического образования МГУ имени М.В.Ломоносова; e-mail: fpo.mgu@mail.ru) В статье рассматривается образование с позиции пространственного подхода, дано определение образовательного пространства, представлены классификация и уровни образовательных пространств, проанализированы особенности педагогической <...>
_Вестник_Московского_университета._Серия_20._Педагогическое_образование_№1_2011.pdf
Московского
университета
Вестник
Cерия 20
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕОБРАЗОВАНИЕ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальный вопрос
Попов Л.В., Розов Н.Х. Воспитательная деятельность в вузе: проблемы возрождения
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Педагогические размышления
Пономарев Р.Е. Образование и образовательное пространство . . . . . . . . . 116
Опыт практической педагогики
Леньков С.Л., Зиньковский А.К., Антоновский А.В. Защитно-совладающее
поведение как фактор профессионального здоровья и эффективности
работы учителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Реалии педагогического образования
Харченко Л.Н., Федосеева А.А. Технологический подход к реализации программы
неформального образования и психологической поддержки
родителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Евдокимова Н.В. Предметно-специфическое содержание обучения основам
многоязычия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
К 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
Основные даты жизни и деятельности М.В. Ломоносова . . . . . . . . . . . . . . 151
Голоса молодых
Кузнецов К.Г. Самостоятельность учащихся старших классов в планировании
личных профессиональных перспектив . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Липатникова О.А. Взаимосвязь репрезентативной системы, мотивов учебной
деятельности и успеваемости студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
Фетисова Е.В. Особенности преподавания математики иностранным студентам,
обучающимся на русском языке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Чужая жизнь и берег дальний
Фирсова С.П. Международное сотрудничество высшего учебного заведения
в контексте педагогических исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Кладезь идей и опыта
Гуляев Ю.Ю. Смысл педагогической деятельности и педагогическая наука 185
Дивногорцева С.Ю. Отеческое поучение как фактор семейного воспитания
в православной педагогической культуре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
Корнев Д.В. Социально-педагогический аспект становления личности подростков
средствами фольклора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Книжная полка преподавателя
Новикова Г.В. Почти забытый образ детства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
В перерывах между лекциями
Златопольский Д.М. Смайлики вместе с нами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Максимчук Л.В. Русскому поэтуМихаилу Ломоносову (1711–1765) . . . . . 124
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 1 • 2011 • ЯНВАРЬ—МАРТ
Выходит один раз в три месяца
Стр.1
CONTENTS
Matter of Topical Interest
Popov L.V., Rozov N.H. Educational activities in high school: the revival problems 113
Pedagogical Ideas
Ponomarev R.E. Education and educational environment . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
Experience of Practical Pedagogics
Lenkov S.L., Zinkovsky A.K., Antonovsky A.V. Protective-coping behavior as the
factor of professional health and efficiency of professional activity of the
teacher . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Reality of Pedagogical Education
Harchenko L.N., Fedoseeva A.A. The basis of technological approach to the realization
of the programme of informal education and psychological support of
parents . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Evdokimova N.V. The specific subject content of multilingual principles . . . . . . 143
To the 300th Anniversary from the Date of M.V. Lomonosov’s Birth
Key dates in the M.V. Lomonosov’s life and activities . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
Voices of Youth
Kuznetsov K.G. Self-dependence vocational guidance amongst general school students
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Lipatnikova O.A. The relationship of a representative system, the motives of educational
activity and achievement of students . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
Fetisova E.V. Features of teaching mathematics for foreign students training in
russian . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Foreign Life and Distant Land
Firsova S.P. International cooperation of higher educational institutions in the
context of pedagogical research . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Fountain of Ideas and Experience
Guliev U.U. The meaning of pedagogical work and education science . . . . . . . . . 185
Divnogortzeva S.U. The father’s teaching’s as a factor of family education in the
orthodox pedagogical culture . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
Kornev D.V. Socially-pedagogical aspect formation of the person of teenagers folkloremeans
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Teacher’s books
Novikova G.V. Almost forgotten image of childhood . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
During the Intervals
Zlatopolsky D.M. Smilies are with us . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Maksimchuk L.V. For Russian poet Mikhail Lomonosov (1711–1765) . . . . . . . 124
© Издательство Московского университета,
“Вестник Московского университета”, 2011
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2011. № 1
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ:
ПРОБЛЕМЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Л.В. Попов, Н.Х. Розов
(факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail:
fpo.mgu@mail.ru)
Проведен анализ воспитательного процесса в вузах в советское и в настоящее
время. Обсуждены вопросы необходимости воспитательной работы с молодежью
и выработки концепции воспитания. Наиболее важной темой для
дискуссии, поднятой в настоящей статье, является вопрос о том, кто будет организовывать
и направлять воспитательную работу в вузе.
Ключевые слова: воспитательный процесс, концепция воспитания, организация
воспитательной работы в вузе.
Два человеческих изобретения можно считать
самыми трудными: искусство управлять и искусство
воспитывать.
И. Кант
За годы своего почти 300-летнего развития отечественная система
образования выработала определенную концепцию, отражающую специфику
национального менталитета: подготовка профессионалов-специалистов
в конкретных областях знания и деятельности неотделима
от воспитания их нравственного, духовного и культурного облика. Об
этом очень мудро сказал выдающийся философ И.А. Ильин: “Образование
без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит
его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности,
технические умения, которыми он, бездуховный, начинает злоупотреблять”
[1:38].
До недавнего времени в нашей стране безраздельно господствовала
система коммунистического воспитания, задача которого состояла в
формировании всесторонне развитого человека, вооруженного “классовым
сознанием и марксистско-ленинским мировоззрением”. Главными
ценностями такого мировоззрения считались преданность идеалам
коммунизма, “готовность бороться за дело Ленина — Сталина”,
советский патриотизм, самоотверженный труд на благо государства и
общества, безусловный приоритет общественных интересов перед лич3
Стр.3