Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.

Нормативно-правовое обеспечение образования (200,00 руб.)

1   0
Первый авторСкоробогатов А. В.
АвторыБорисова Н. Р., Ин-т экономики, упр. и права (г. Казань)
ИздательствоПознание
Страниц288
ID242735
АннотацияНастоящее учебное пособие написано в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами с учетом последних достижений юридической науки, содержит логически последовательное изложение основ правового регулирования отношений, возникающих в системе образования. Учебное пособие предназначено для использования в учебном процессе в качестве основной литературы по дисциплинам «Нормативно-правовое обеспечение образования» и «Образовательное право» для направлений подготовки бакалавриата 050100.62 «Педагогическое образование», 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование».
УДК342.9:37(075.8)
ББК67.401.121я73
Скоробогатов, А. В. Нормативно-правовое обеспечение образования : учеб. пособие / Н. Р. Борисова; Ин-т экономики, упр. и права (г. Казань); А. В. Скоробогатов .— Казань : Познание, 2014 .— 288 с. — URL: https://rucont.ru/efd/242735 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Учебное пособие предназначено для использования в учебном процессе в качестве основной литературы по дисциплинам «Нормативно-правовое обеспечение образования» и «Образовательное право» для направлений подготовки бакалавриата 050100.62 «Педагогическое образование», 050400.62 «Психолого-педагогическое 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование». образование», УДК 342.9:37(075.8) ББК 67.401.121я73 © Институт экономики, управления и права (г. Казань), 2014  Скоробогатов А. В., 2014  Борисова Н. Р., 2014 2 ВВЕДЕНИЕ Цель изучения дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение образования» состоит в освоении правовых норм, регламентирующих образовательные правоотношения на для обеспечения учебно-воспитательную, конституционного права граждан на образование, а также осуществления защиты и гарантий их прав, интересов и свобод в области образования. <...> Курс ориентирует социальнопедагогическую, организационно-управленческую, правоохранительную и консультативную деятельность, его изучение способствует решению следующих типовых задач: в области учебно-воспитательной деятельности: – осуществление процесса обучения в соответствии образовательной программой; – планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом; в области культурно-просветительской деятельности: – формирование общей и правовой культуры учащихся; в области правоохранительной деятельности: – защита прав и законных интересов участников образовательных отношений; в области консультативной деятельности: – консультирование участников образовательных отношений по правовым вопросам. <...> В результате усвоения курса студенты должны: знать: – основы правового регулирования в области образования; – особенности правового регулирования ответственности по законодательству об образовании; – порядок рассмотрения правовых образовательных отношений; –- понятие, основание и применение <...>
Нормативно-правовое_обеспечение_образования__учеб._пособие_.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань) А. В. Скоробогатов, Н. Р. Борисова НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Учебное пособие Казань Познание 2014
Стр.1
УДК 342.9:37(075.8) ББК 67.401.121я73 С44 Печатается по решению Секции правовых дисциплин Учебно-методического совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Рецензент: канд. юрид. наук, доцент доцент кафедры теории и истории права и государства Казанского филиала ФГБОУ ВПО Российская академия правосудия А.В. Краснов Скоробогатов, А. В. С44 Нормативно-правовое обеспечение образования : учеб. пособие / А. В. Скоробогатов, Н. Р. Борисова; Институт экономики, управления и права (г. Казань). – Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. – 288 с. Настоящее учебное пособие написано в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами с учетом последних достижений юридической науки, содержит логически последовательное изложение основ правового регулирования отношений, возникающих в системе образования. Учебное пособие предназначено для использования в учебном процессе в качестве основной литературы по дисциплинам «Нормативно-правовое обеспечение образования» и «Образовательное право» для направлений подготовки бакалавриата 050100.62 «Педагогическое образование», 050400.62 «Психолого-педагогическое 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование». образование», УДК 342.9:37(075.8) ББК 67.401.121я73 © Институт экономики, управления и права (г. Казань), 2014  Скоробогатов А. В., 2014  Борисова Н. Р., 2014 2
Стр.2
Содержание ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3 Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ…… 6 1.1. Понятие образования в российском законодательстве…………… 6 1.2. Роль и задачи системы образования в современном обществе..…. 8 1.3. Правовое регулирование отношений в сфере образования………. 9 1.4. Предмет и метод правового регулирования образовательных отношений………………………………………………………………… 11 1.5. Система и принципы образовательного права. 12 1.6. Понятие и виды источников образовательного законодательства…………………………………………………………. 14 1.7. Образовательно-правовая подготовка будущего педагога……….. 21 Тема 2. ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ. ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ…..... 24 2.1. Право на образование……………………………………………….. 25 2.2. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации………………………………………………… 25 2.3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования………………………. 26 2.4. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования. 34 2.5. Полномочия российской федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов российской федерации………………………………………. 36 2.6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования…………………………… 40 2.7. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования……………………. 42 Тема 3. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………… 44 3.1. Система образования в Российской Федерации…………………... 45 3.2. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты…………………………………………………………………. 47 283
Стр.283
3.3. Образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности. Общие требования к реализации образовательных программ…………………………………………………………………... 51 3.4. Язык образования……………………………………………………. 59 3.5. Сетевая форма реализации образовательных программ………….. 61 3.6. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий………………………………………………………………… 62 3.7. Формы получения образования и формы обучения. 63 3.8. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы……………………………………………………………………. 64 3.9. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования……………………………………………………………….. 66 3.10. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования……………………………………………………………….. 67 Тема 4. ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 69 4.1. Правовой статус образовательных организаций. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций…………... 69 4.2. Типы образовательных организаций……………………………….. 73 4.3. Управление образовательной организацией……………………….. 77 4.4. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения…………………………… 79 4.5. Структура образовательной организации………………………….. 83 4.6. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательных организаций…………………………………………... 85 4.7. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность………………………………………….. 88 Тема 5. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)……………………………………………………. 90 5.1. Обучающиеся – как участники образовательных отношений……. 91 5.2. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования………………………………………………………… 92 5.3. Правовые основы психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации……………………………………………………. 105 284
Стр.284
5.4. Обязанности и ответственность обучающихся……………………. 107 5.5. Родители (законные представители) – как участники образовательного процесса. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся…………………………………….. 111 5.6. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся…………………. 112 Тема 6. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ, РУКОВОДЯЩИХ И ИНЫХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ… 115 6.1. Педагогические работники. Право на занятие педагогической деятельностью. Правовой статус педагогических работников……….. 116 6.2. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации………………………………………………………………… 117 6.3. Меры социальной поддержки педагогических работников………. 118 6.4. Обязанности и ответственность педагогических работников……. 120 6.5. Аттестация педагогических работников…………………………… 122 6.6. Научно-педагогические работники………………………………… 123 6.7. Правовой статус руководителя образовательной организации….. 124 6.8. Президент образовательной организации высшего образования……………………………………………………………….. 126 6.9. Иные работники образовательных организаций…………………... 127 Тема 7. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ…………. 129 7.1. Возникновение образовательных отношений……………………... 130 7.2. Договор об образовании…………………………………………….. 130 7.3. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность…………………….. 132 7.4. Целевой прием. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении………………………………………………..……... 134 7.5. Изменение образовательных отношений…………………………... 137 7.6. Промежуточная аттестация обучающихся. Итоговая аттестация……………………………………………………… 137 7.7. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении…………………………………………………. 144 7.8. Прекращение образовательных отношений. 148 7.9. Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельность………………………………………….. 149 285
Стр.285
Тема 8. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………... 151 8.1. Общее образование………………………………………………….. 152 8.2. Дошкольное образование…………………………………………… 153 8.3. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность……………………... 154 8.4. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование. 155 8.5. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам…………………………………….. 158 8.6. Профессиональное образование……………………………………. 159 8.7. Профессиональное обучение……………………………………….. 171 8.8. Дополнительное образование………………………………………. 173 8.9. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся……………………………………………………………… 175 Тема 9. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ……….............................................................................. 202 9.1. Управление системой образования…………………………………. 203 9.2. Лицензирование образовательной деятельности………………….. 205 9.3. Государственная аккредитация образовательной деятельности…. 209 9.4. Государственный контроль (надзор) в сфере образования……….. 216 9.5. Педагогическая экспертиза…………………………………………. 220 9.6. Независимая оценка качества образования………………………... 220 9.7. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ……………………………… 221 9.8. Информационная открытость системы образования……………… 222 9.9. Основы правового регулирования финансовой и хозяйственной деятельности образовательной организации…………………………… 225 9.10. Имущество образовательной организации……………………….. 229 9.11. Образовательное кредитование……………………………………. 232 286
Стр.286
Тема 10. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………….. 233 10.1. Общая характеристика международного образовательного права…………………………………………………………………….…. 234 10.2. Основные правовые акты международного образовательного законодательства…………………………………………………………. 235 10.3. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования……………………………………………………… 242 10.4. Основные правовые акты европейского образовательного законодательства…………………………………………………………. 243 10.5. Болонский процесс…………………………………………………. 247 10.6. Интеграция российского образования в мировую образовательную систему……………………………………………….. 248 10.7. Нормативно-правовые акты систем образования стран содружества независимых государств………………………………….. 250 10.8. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации…………………………………………………………… 257 10.9. Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве……………………………….. 259 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 264 287
Стр.287

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.