№ 1 АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ Л.В. <...> Попов, Н.Х. Розов (факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: fpo.mgu@mail.ru) Проведен анализ воспитательного процесса в вузах в советское и в настоящее время. <...> Обсуждены вопросы необходимости воспитательной работы с молодежью и выработки концепции воспитания. <...> Ключевые слова: воспитательный процесс, концепция воспитания, организация воспитательной работы в вузе. <...> За годы своего почти 300-летнего развития отечественная система образования выработала определенную концепцию, отражающую специфику национального менталитета: подготовка профессионалов-специалистов в конкретных областях знания и деятельности неотделима от воспитания их нравственного, духовного и культурного облика. <...> До недавнего времени в нашей стране безраздельно господствовала система коммунистического воспитания, задача которого состояла в формировании всесторонне развитого человека, вооруженного “классовым сознанием и марксистско-ленинским мировоззрением”. <...> Главными ценностями такого мировоззрения считались преданность идеалам коммунизма, “готовность бороться за дело Ленина — Сталина”, советский патриотизм, самоотверженный труд на благо государства и общества, безусловный приоритет общественных интересов перед лич3 ными. <...> У этой системы воспитания, несомненно, были свои позитивные качества, но были и серьезнейшие недостатки. <...> Молодым людям не прививалось понимание персональной ответственности за принимаемые ими решения, поощрялись навыки ухода от социально значимых действий и рефлексивные умения строить свои поступки по степени их соответствия идеологически выверенному и узаконенному государством общественному эталону. <...> А ведь лозунги того времени говорили об обратном — о воспитании активных и инициативных строителей нового мира. <...> ХХ в. система коммунистического воспитания пришла в противоречие с <...>