Редакционный совет журнала
«Вестник Российского университета дружбы народов»
В.М. Филиппов — председатель
Д.П. Билибин — заместитель председателя
Члены редакционного совета:
Т.М. Балыхина, Н.П. Гусаков, В.В. Давыдов,
В.Н. Денисенко, А.П. Ефремов, А.Я. Капустин, Н.С. Кирабаев,
А.Г. Коваленко, Е.Б. Ланеев, В.Г. Плющиков, Н.К. Пономарев,
Н.А. Черных, В.А. Фролов, В.А. Цвык,
В.Н. Шаронов, В.В. Якушев
Т.О. Сергеева—ответственный секретарь
Редакционная коллегия
серии «Психология и педагогика»
КудиновС.И.
КрупновА.И.
МАНПО, заведующий кафедрой социальной и дифференциальной психологии
филологическогофакультетаРУДН—
—докторпсихологическихнаук,профессор,д
—докторпсихологическихнаук,профессор,действительныйчлен
главныйредактор
социальной и дифференциальной психологии филологического факультета
РУДН
МАНПО, заслуженный работник высшей школы РФ,
—
заместительглавногоредактора
ИващенкоА.В.—доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель
Новикова И.А.
Барабанщиков В.А.
Панов В.И.
ГагаринА.В.
наукиРФ,Почетный работник высшего образования России, действительный член
МААН,МАП,АГН,профессоркафедрыпсихологииипедагогики филологического
факультетаРУДН—
—кандидат психологических наук, доцент, членкорреспондент
МАНПО,доценткафедрысоциальнойидифференциальнойпсихологиифилологи
ческогофакультетаРУДН —
—доктор психологических наук, профессор, членкоррес
заместительглавногоредактора
ответственныйсекретарьредколлегии
пондент РАО, заведующий лабораторией системных исследований психики Ин
ститутапсихологииРАН—
— доктор психологических наук, профессор, членкорреспондент
членредколлегии
РАО, заведующий лабораторией экопсихологии развития Психологического
институтаРАО—
—докторпедагогическихнаук,профессор,действительныйчленМАН,
членредколлегии
МААН, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятель
ностиРоссийскойакадемиигосударственнойслужбыприПрезидентеРФ—
редколлегии
ИвановаГ.П.—докторпедагогических наук, профессор, профессоркафедрыпси
хологии ипедагогики филологического факультета РУДН, профессор кафедры
социальнойпедагогикиМосковскогогородскогопсихологопедагогическогоунивер
ситета—
членредколлегии
Резников Е.Н.—доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры
социальной и дифференциальной психологии филологического факультета РУДН,
ведущий научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психо
логииИнститутапсихологиРАН—
членредколлегии
Email: VestnikRUDNpsy@yandex.ru
Индекс журнала в каталоге подписных изданий
Агентства «Роспечать»—36432
ISSN 08698732
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2013
член
ействительныйчлен
профессор кафедры
1 Вестник РУДН Серия «Инженерные исследования»
2 Вестник РУДН Серия «Математика. Информатика. Физика»
3 Вестник РУДН Серия «Информатизация образования»
4 Вестник РУДН Серия «Медицина»
5 Вестник РУДН Серия «Философия»
6 Вестник РУДН Серия «История России»
7 Вестник РУДН Серия «Международные отношения»
8 Вестник РУДН Серия «Социология»
9 Вестник РУДН Серия «Политология»
10 Вестник РУДН Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности»
13 Вестник РУДН Серия «Агрономия и животноводство»
14 Вестник РУДН Серия «Русский и иностранные языки и методика
их преподавания»
15 Вестник РУДН Серия «Экономика»
16 Вестник РУДН Серия «Лингвистика»
17 Вестник РУДН Серия «Литературоведение.Журналистика»
18 Вестник РУДН Серия «Психология и педагогика»
19 Вестник РУДН Серия «Всеобщая история»
20 Вестник РУДН Серия «Теория языка. Семиотика. Семантика»
Уважаемые коллеги!
Российский университет дружбы народов (РУДН) приглашает Вас к со
трудничеству в научном журнале «Вестник РУДН».
«Вестник РУДН» публикует результаты фундаментальных и приклад
ных научных исследований в виде научных статей, аналитических и библи
ографических обзоров и научных сообщений. Тематическая направленность
определяется содержанием серий.
«Вестник РУДН» входит в перечень изданий, публикации в которых
учитываются Высшей аттестационной комиссией России (ВАК РФ) при за
щите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.
Научный журнал «Вестник РУДН» выходитв 20 тематических сериях.
Каждая серия—4 номера в год.
Вы можете оформить подписку через агентство ОАО «Роспечать» в любом
почтовом отделении.
Серия
Индекс
по каталогу
«Роспечать»
18230
18235
18234
18233
18231
18232
20824
20826
20827
20829
11 Вестник РУДН Серия «Вопросы образования: языки и специальность» 20830
12 Вестник РУДН Серия «Юридические науки»
20831
36842
36433
36431
36436
36435
36432
37025
80555
Материалы статей и вопросы по сотрудничеству следует направлять стро
го по адресу редакционной коллегии соответствующей серии.
Контактный телефон: (495) 9550716.
Зав. редакцией журнала «Вестник РУДН» Сергеева Татьяна Олеговна.
Стр.2
ВЕСТНИК
Российского
университета
дружбы народов
Серия
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
2013, № 2
Серия издается с 2003 г.
Российский университет дружбы народов
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в 1993 г.
СОДЕРЖАНИЕ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Кудинов С.И., Кудинова И.Б., Кудинов С.С. Психологический анализ проявления
патриотичности личности у студентов .................................................................
Кудинов С.С. Соотношение индивидуально-типологических особенностей организованности
и самореализации личности ......................................................................
Чжан Пэн Хао, Чжан Тэн. Половые различия самореализации личности китайских
студентов ......................................................................................................................
Беспалова Т.М. Специфика психологической структуры темперамента курсантов
военного вуза ................................................................................................................
СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Балыхина Т.М. Русский язык и русское видение мира: коммуникативно-поведенческий
аспект ...............................................................................................................
Boyko Z.V., Marin Jerez K.G. Features of Process of Sociocultural Adaptation and Formation
of Communicative Competence of Latin-American (Hispanic) Students in Russia ...
31
Резников Е.Н. Ценностные ориентации русских, проживающих в Костромской
области ......................................................................................................................... 37
44
5
14
20
26
Стр.3
Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2013, № 2
Пилишвили Т.С., Аль Масри Исмаил. Специфика инокультурной адаптации
арабских студентов на фоне стрессогенной ситуации в родной стране ...................... 50
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
И ДИСКУССИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Яценко Д.А. Необходимость разделения общей методологии психологии на ряд частных
направлений метанаучных исследований ............................................................. 56
Гуленина С.В. Теоретическая и феноменологическая парадигмы исследования организационных
отношений ........................................................................................... 64
Артюшкина Н.В., Руденко С.В., Загитов А.Р., Акъюлова М.З. Ретроспективный
анализ изучения психологической природы креативности .........................................
АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
Matthews G., Kustubayeva A.M., Tolegenova A., Kamzanova A., Zholdassova M.
Emotional and Cognitive Self-Regulation .......................................................................
Чудина Ю.А. Модель различения фигур из линий с разным количеством элементов ...
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Денисенко В.Н., Ефремова Л.И., Ткач Г.Ф. Об оценке российскими вузами проблем
и перспектив повышения их конкурентоспособности на мировом рынке образовательных
услуг ............................................................................................................
Ильясова Э.Н. Развивающая информационная образовательная среда как педагогическая
система нового уровня: структура и компонентный состав .........................
96
110
Казаренков В.И., Гаджибалаева И.У. Внеаудиторная работа как фактор формирования
у слабоуспевающих студентов интереса к учебно-познавательной деятельности
............................................................................................................................. 115
Савадова А.А. Принципы отбора содержания математического образования для
студентов экономических специальностей: компетентностный подход ..................... 121
НАШИ АВТОРЫ .....................................................................................................
129
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2013
© «Вестник Российского университета дружбы народов», 2013
69
76
87
Стр.4
BULLETIN
of Peoples’ Friendship
University
of Russia
Series
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS
2013, N 2
Series founded in 2003
Peoples’ Friendship University of Russia
SCIENTIFIC JOURNAL
Founded in 1993
CONTENTS
ACTUAL PROBLEMS OF PERSONALITY PSYCHOLOGY
Kudinov S.I., Kudinov S.S., Kudinova I.B. Psychological Analysis of Patriotic Personality
Manifestation in Students ......................................................................................
Kudinov S.S. Individually-Typological Peculiarities of Personality Self-Discipline and SelfActualization
Correlation ................................................................................................
Chzhan Pan Hao, Chzhan Ten. Gender Distinctions of Personality Self-Realization in Chinese
Students ..................................................................................................................
Bespalova T.M. Specificity of Psychological Structure of Temperament in Students of
Military University .........................................................................................................
CONTEMPORARY ETHNOPSYCHOLOGICAL
RESEARCH
Balykhina T.M. Russian Language and Russian Vision of the World in Communicative
and Behaviour Aspect
....................................................................................................
Reznikov E.N. Value Orientations of Russians Living in Kostroma Region ....................
Бойко З.В., Марин Херес К.Г. Особенности процесса социокультурной адаптации
и формирования коммуникативной компетентности у латиноамериканских студентов
в России ............................................................................................................
31
37
44
3
5
14
20
26
Стр.5
Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2013, № 2
Pilishvili T.S., Al Masri Ismail. Cross-Cultural Adaptation Specifics in Arabic Students
Considering Stressful Situation In Native Country ...........................................................
THEORETICAL, METHODOLOGICAL
AND POLEMIC PROBLEMS OF MODERN PSYCHOLOGY
Yatsenko D.A. Necessity of Dividing General Methodology of Psychology into a Number
of Particular Trends of Meta-Scientific Research .......................................................
Gulenina S.V. Theoretical and Phenomenological Paradigms of Organizational Relations
Research .........................................................................................................................
Artjushkina N.V., Rudenko S.V., Zagitov A.R., Akyulova M.Z. Retrospective Analysis
of Studying Psychological Nature of Creativity ...............................................................
ACTUAL TRENDS
OF MODERN PSYCHOPHYSIOLOGY
Мэттьюс Дж., Kустубаева A.M., Толегенова А., Камзанова А., Жолдасова М.
Эмоциональная и когнитивная саморегуляция ............................................................
Chudina Y.A. Discriminating Model оf Figures with Different Number Uniform Elements ...
PROBLEMS AND PROSPECTS
OF MODERN EDUCATION
Denisenko V.N., Yefremova L.I., Tkach G.F. On Estimation of Problems and Prospects
of Competitiveness Growth on the World Market of Educational Services by Russian Higher
Schools ...........................................................................................................................
96
Ilyasova E.N. Developing Informative Educational Environment as Pedagogical System
of New Level: Structure and Constituent Components ..................................................... 110
Kazarenkov V.I., Gadzhibalaeva I.U. Extracurricular Activity as Factor Forming Interest
in Educationally-Cognitive Activity in Students with Poor Academic Performance .......... 115
Savadova A.A. Principles of Mathematical Education Content Selection for Students
Majoring in Economics: Competence Approach ..............................................................
OUR AUTHORS ........................................................................................................
121
129
© Peoples’ Friendship University of Russia, Publishing House, 2013
© «Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia», 2013
56
64
69
50
76
87
Стр.6