ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ДИСКУССИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗДЕЛЕНИЯ ОБЩЕЙ МЕТОДОЛОГИИ ПСИХОЛОГИИ НА РЯД ЧАСТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МЕТАНАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Д.А. <...> Яценко Кафедра методики, педагогики и психологии Государственный институт русского языка им. <...> Академика Волгина, 6, Москва, Россия, 117485 Обсуждается вопрос о правомерности включения в исследования по методологии психологии проблем и вопросов, не связанных с методами научных исследований, о необходимости их выделения из методологии психологии и включения в другие метапсихологические науки (философия психологии, логика психологических исследований, фундаментально-проблемная психология и метатеоретическая психология). <...> Выделяются проблемы и вопросы, которые должны ставиться и решаться в узко понимаемой методологии психологии и в иных метапсихологических науках. <...> Ключевые слова: методология психологии, методы научного исследования и практической психологии, предмет и задачи методологии психологии, метатеоретическая психология. <...> Под общим названием «методология психология» в настоящее время проводятся и публикуются исследования с самой разной, порой чрезвычайно широкой и не вполне определившейся тематикой. <...> Сложившаяся в нашей стране традиция проведения методологических исследований такова, что ими в прошлом главным образом занимались известные ведущие психологи, в том числе С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и некоторые другие. <...> С.Л. Рубинштейн в известной книге «Основы общей психологии» определил методологию как «марксистскую диалектику, теорию познания» [9. <...> Если учесть время, когда писалась эти слова, и вынужденную ссылку автора на «самую передовую марксистско-ленинскую философию», то ученый, во-первых, почти полностью отдал право заниматься вопросами методологии психологии философам, и нигде — ни в этой, ни в других своих работах — не делал оговорки <...>