М69 М69 С.В.Михалков: поэт, общественный деятель / Московский госу дарственный гуманитарный университет им. <...> Предлагаемое сегодня вашему вниманию второе издание книги, составленной другом и ученицей Сергея Владимировича Михалкова Тамарой Дмитриевной Полозовой, посвящено 100летнему юбилею С.В. Михалкова – поэта и драма турга, выдающегося деятеля культуры, автора гимна Российской Федерации. <...> Линия жизни С.В. Михалкова представлена в пер вой части книги. <...> Воспитан я совет ской страной, советской школой, советским обществом…», – пи сал Сергей Владимирович. <...> Книга интересна тем, что передает исторически правдивую кар тину, не вуалируя «советскости» автора и в то же время показывая, что мы, не забывая страшных событий, страданий нашей истории, умеем помнить, как всегда помнил Сергей Михалков, что путь впе ред пролагается через умножение добра. <...> ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩАЯ ЛИТЕРАТУРА Литература – источник созидательной жизненной позиции . <...> Обращается к генеральной проблеме природы, цели и функциях произведений искусства и в официальных докладах на съездах писателей, и в статьях, посвященных особенностям замыслов, стилистике произведений И.А. Крылова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Островского, А.П. Гайдара, А. Фадеева <...> Тогда дети, их родители и, конечно же, учителя – многие по памяти – читали только что опубликованную поэму «Дядя Степа», стихи про упрямого Фому и другие стихи молодого жизнерадостного поэта. <...> А в 1938 году, помню, издательство «Советский писатель» выпустило небольшую книжку Сергея Михалкова «Мои стихи». <...> В этой же книге напечатана и поэма «Дядя Степа» – рассказ о человеке, которого мы, учителя, сразу восприняли как живое воплощение нашего личного представления о герое. <...> Ветеран Великой Отечественной войны и труда сельский учитель-пенсионер из Костромской области Иван Федорович Шевалдин на вопрос, как можно объяснить увлеченность взрослых людей творчеством классика детской литературы, ответил <...>
Профессиональная__библиотека_школьного_библиотекаря._Серия_1_№1_2013.pdf
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ШКОЛЬНОГО БИБЛИОТЕКАРЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ К ЖУРНАЛУ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»
Серия 1
Вып. 1
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.А. ШОЛОХОВА
С. В. МИХАЛКОВ:
ПОЭТ • ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ
Москва
2013
Стр.2
УДК 8294
ББК 83.3(2)68 Михалков С.В.
М69
М69
С.В.Михалков: поэт, общественный деятель / Московский госу
дарственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова; авт.
сост. Т.Д. Полозова. – М.: РШБА, 2013. – 2е изд. – 304 с. – (Про
фессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1. Вып.
1. 2013). – Приложение к журналу «Школьная библиотека».
Дорогие читатели! Предлагаемое сегодня вашему вниманию
второе издание книги, составленной другом и ученицей Сергея
Владимировича Михалкова Тамарой Дмитриевной Полозовой,
посвящено 100летнему юбилею С.В. Михалкова – поэта и драма
турга, выдающегося деятеля культуры, автора гимна Российской
Федерации.
Основное содержание издания составляют его доклады, речи и
статьи, выступления о творчестве выдающихся писателей и поэтов
XIX–XX веков. Линия жизни С.В. Михалкова представлена в пер
вой части книги.
«Я родился в царской России. В четыре года я встретил револю
цию, наблюдал образование СССР, а в 78 лет – развал государства,
которому верой и правдой служил всю жизнь. Воспитан я совет
ской страной, советской школой, советским обществом…», – пи
сал Сергей Владимирович.
Книга интересна тем, что передает исторически правдивую кар
тину, не вуалируя «советскости» автора и в то же время показывая,
что мы, не забывая страшных событий, страданий нашей истории,
умеем помнить, как всегда помнил Сергей Михалков, что путь впе
ред пролагается через умножение добра. Это главная методология
литературы – именно на положительном (на всех этапах истории),
а не отрицательном, строится движение вперед.
УДК 8294
ББК 83.3(2)68 Михалков С.В.
© Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013
© Полозова Т.Д., 2013
© МГГУ им. Шолохова, 2013
Стр.3
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ .
.
.
.
.
.
.
I. ЛИНИЯ ЖИЗНИ
С детства на всю жизнь .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 6
. 10
Материалы биографии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Равновеликий Михалков . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Всеохватный Михалков . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Весна Патриарха . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
«Я не зря скрипел пером…» . . . . . . . . . . . . . . 73
«Я давно уже не помню, сколько у меня
внуков…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
«Не жалею, не зову…» .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
«С этим гимном мы победили. Победим еще». .
.
.
.
.
«И в 90 лет жить интересно» . . . . . . . . . . . . . . 90
Увлеченность жизнью .
II. ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩАЯ ЛИТЕРАТУРА
Литература – источник созидательной
жизненной позиции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Мировоззрение художника .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Наш социальный оптимизм . . . . . . . . . . . . . 109
Российская литературав борьбе за мир,
за разрядку международной напряженности . . . 116
Быть в гуще жизни, ярче, талантливее
раскрывать созидательный характер
советского общества .
.
Нерасторжимый союз .
4
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 133
Сатира – орудие коммунистического
воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
. 166
Как бы жили мы без книг?.. . . . . . . . . . . . . . 167
Герой литературы – строитель нового общества . 168
. 104
. 98
. 80
. 83
Стр.5
Единство и многообразие литератур народов
РСФСР (К 60-летию образования СССР) . . . . . . 170
Великий Россиянин . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
Вечно живое искусство .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 192
Слово о Крылове . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Он словом и делом служил народу . . . . . . . . . 200
Высокие идеалы писателя-гражданина .
. 205
Достоевский и дети . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
Наш современник Александр Блок . . . . . . . . . 212
Певец России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
Грозное оружие .
.
.
.
.
…Идущий впереди .
Жизнь в атаке .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 218
. 221
. 225
Гордость русской литературы . . . . . . . . . . . . 227
Жизнеутверждающий талант . . . . . . . . . . . . 230
Слово о Фадееве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
III. ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА
Литература для детей – великая держава . . . . . . . 241
Наш детский мир .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 243
Все начинается с детства… . . . . . . . . . . . . . . 250
Главное свойство искусства . . . . . . . . . . . . . 263
Форум единомышленников .
. 266
Литература в коммунистическом воспитании
юного поколения, в деятельности средней
школы и ПТУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
Эстафета поколений .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 276
Активизировать процесс чтения . . . . . . . . . . . . 284
Воспитание труженика, патриота,
интернационалиста и литература
для детей и юношества . . . . . . . . . . . . . . . . 289
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . .302
5
Стр.6