Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации средств массовой информации
ПИ ¹ 77-11261 от 30.11.2001
№ 2–3
2016
Владимир Караковский
(1932–2015),
основатель журнала
РЕДАКЦИЯ:
Дмитрий Григорьев,
главный редактор
Елена Шишмакова,
заместитель
главного редактора
Светлана Лячина,
ответственный секретарь
Людмила Асанова,
корректор
Татьяна Сер¸гина,
в¸рстка
Адрес:
109341, Ìîñêâà,
óë. Люблинская, ä. 157, êîðï. 2
Телефоны:
(495) 345-52-00
Учредитель и издатель:
Издательский дом
«Народное образование»
© Народное образование, 2016
Электронная почта:
narob@yandex.ru
narodnoe@narodnoe.org
www. narodnoe.org
воспитательная
работа в школе
ДЕЛОВОЙ ЖУРНАЛ СПЕЦИАЛИСТА ПО ВОСПИТАНИЮ
ЭКСПЕРТНО-РЕДАКЦИОННЫЙ
СОВЕТ ЖУРНАЛА
Алиева Людмила Владимировна,
доктор педагогических наук, г. Москва
Бедерханова Вера Петровна,
доктор педагогических наук, г. Краснодар
Борытко Николай Михайлович,
доктор педагогических наук, г. Волгоград
Григорьева Алевтина Ивановна,
кандидат педагогических наук, г. Тула
Карпушин Николай Яковлевич,
кандидат педагогических наук, г. Пермь
Колесникова Ирина Аполлоновна,
доктор педагогических наук, г. Санкт-Петербург
Круглов Юрий Георгиевич,
доктор педагогических наук, г. Москва
Куприянов Борис Викторович,
доктор педагогических наук, г. Кострома
Кушнир Алексей Михайлович,
кандидат психологических наук, г. Москва
Леванова Елена Александровна,
доктор педагогических наук, г. Москва
Лузина Людмила Михайловна,
доктор педагогических наук, г. Псков
Остапенко Андрей Александрович,
доктор педагогических наук, г. Краснодар
Паладьев Сергей Леонидович,
кандидат педагогических наук, г. Ярославль
Фришман Ирина Игоревна,
доктор педагогических наук, г. Москва
НАРО ДНОЕ ОБР АЗОВАНИЕ
Стр.2
ВЕЛИКИЕ ВОСПИТАТЕЛИ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой
Валентина Александровна
ОСЕЕВА-ХМЕЛЕВА
28 апреля 1902, Киев —
5 июля 1969, Ìîñêâà.
Советская детская писательница,
педагог.
и даже поступила на актёрский факультет Института имени
Н.В. Лысенко в Киеве. Однако всё изменил переезд семьи
в Москву, а затем в Солнечногорск. В 21 год юная Валя Осеева,
придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей,
поняла, что её настоящее призвание — воспитывать детей.
В течение 16 лет (с 1924 по 1940 гг.) Валентина Александровна
работала воспитателем в государственных учреждениях
для детей-сирот. Мать будущей писательницы была в числе
организаторов в 1924 году коммун и колоний для обездоленных
детей. В период Второй мировой войны была эвакуирована
в Башкирскую АССР, где работала воспитателем в детском саду.
Осеева очень любила работать с детьми. Это стало главной причиной
того, что писательница полностью посвятила своё творчество
детской литературе. Работая воспитательницей в детских
учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама
писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать
игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно
по требованию своих воспитанников в 1937 году Осеева отнесла
в редакцию свой первый рассказ — «Гришка». А в 1940 году
вышла её первая книжка «Рыжий кот». Сказки, короткие рассказы
В.А. Осеевой для детей, как правило, построены на близких
детскому миру сюжетах: «Рыжий кот» (1940), «Волшебное
слово» (1944), «Мой товарищ» (1950), «Простое дело» (1956),
«Синие листья» (1965) и др. Маленькие читатели особенно
полюбили цикл рассказов «Волшебное слово», в котором
в увлекательных историях, в живых характерах даются образцы
человеческих отношений. В 1946 году Осеева начала работать
над книгой «Васёк Трубачёв и его товарищи». Эта книга
была отмечена Сталинской премией (1952). Повесть «Динка»,
написанная в 1957 году, во многом отражает жизнь писательницы.
Главная героиня повести — честная, добрая и смекалистая
девчонка полюбилась детям. Позже по ней снимут фильмы
«Найди меня, Лёня» (1971) и «Раннее, раннее утро…» (1983).
Все произведения Осеевой имеют поучительный характер. Они
учат детей доброте, смелости, чувству справедливости, любви
к Родине и уважению к семье, показывают, как правильно
поступить. Муж Валентины Осеевой — известный писатель
Вадим Дмитриевич Охотников (1905–1964).
Похоронена писательница в Москве на Ваганьковском кладбище.
В
о спи т а т ельн ая р аб о т а в шко ле 2–3/16
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
Григорьев Ä. Политика идентичности и уклад школы . . . . . . . . . . . . . . 5
Морозов Â. Педагогика любви и дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
КОНЦЕПЦИИ И СИСТЕМЫ
Григорьева Ä. Детские технопарки в Ðîññèè: первые опыты . . . . . . . . 19
Колесникова Е. Питание как неотъемлемая часть
культуры человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
УПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Могилев À. Стратегии развития воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Афанасьева О. Воспитательная деятельность школы
по формированию российской гражданской
идентичности личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Оськина С. Условия формирования гражданской позиции личности
в образовательной организации (гражданин и обыватель) . . . . . . . . . . 42
Регинская Л. Идентичность как результат
гражданско-патриотического воспитания:
условия и способы достижения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Мерцалова Ò., Гошин Ì. Как привлечь родительский ресурс . . . . . . . . 49
ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Григорьева Н., Григорьев Д. «Семейный сайт» как инструмент
сближения семей в территориальном образовательном комплексе . . . . 57
Нижегородова Л., Козырская И. Проблемные зоны в области
педагогической коммуникации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Сорокина А. Использование цветодневников и цветокарточек
на занятиях в школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Черкашин Е., Титов Е. Городское хозяйство и профессиональные
интересы старшеклассников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Рыженко Ñ. «Ïðàíê» в решении воспитательных задач . . . . . . . . . . . . 76
3
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Данилков А., Данилкова Н. Сфера детского отдыха: состояние,
перспективы ðàçâèòèÿ, тренды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 84
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Мурашов А. «Ораторские фестивали» и коммуникативная
компетентность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
СЦЕНАРИИ И АЛГОРИТМЫ
Попова Т. Методическая разработка «Логика в помощь усвоению
и правописанию» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Подписано в печать 30.06.2016. Формат 60 х 90/8.
Бумага типографская. Печать îôñåòíàÿ. Ïå÷. ë. 9. Óñë. ïå÷. ë. 9
Тираж 1000 ýêç.
Заказ ¹ 6712
Издательский дом «Народное образование», 109341, Москва,
óë. Люблинская, ä. 157, êîðï. 2. Òåë.: (495) 345-52-00, www.narodnoe.org
Отпечатано в типографии «ÍÈÈ школьных òåõíîëîãèé». Òåë. (495) 972-59-62
© Издательский дом «Народное образование»
В о спи т а т ельн ая р аб о т а в шко ле 2–3/16
Стр.5