ISSN 0321–3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2015. № 3
ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН
Регистрационный номер 011018
Комитета Российской Федерации по печати
Научно-образовательный и прикладной журнал
Издается с 1973 г.
Периодичность серии 4 номера в год
№ 4 (188) 2015 г.
DOI 10.18522/0321-3056-2015-4
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ФИЛОСОФИЯ
И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Дидык М.А. К. Ясперс: «осевое время» всемирной истории
как конструкция и гипотеза…………………………………………...
Снеговая О.А., Долгановская Н.В., Катичева М.Г. Аспекты
культурной динамики в теориях глобализации……………………...
Устименко Д.Л., Шарыпова В.А. Контуры антропологического
учения Э. Гуссерля…………………………………………………….
Юшина С.В. Политическая теология как одно из явлений современной
исламской концепции власти ………………………………..
СОЦИОЛОГИЯ
И ПОЛИТОЛОГИЯ
Денисова Г.С., Валуев Д.Г. Историческое образование как инструмент
политической социализации: проблема идентификации
гражданственности и патриотизма………………………………….
Иванова А.А. Трансформация брачно-семейных отношений в
российской семье: сравнительный анализ социологических исследований…………………………………………………………………
Кузнецова
А.В., Петрулевич И.А. Миф и мифологема города в
тексте культуры: социологический и лингвокогнитивный аспекты
Меркулов Е.Д. Пути преодоления социально обусловленных массовых
болезней в современном обществе……………………………
Сухоносенко Д.С., Морозова Н.В., Объедкова О.А. Сравнительный
анализ субъективного восприятия источников опасности
населением крупного города Волжского и малого города Николаевска
……………………………………………………………………
ВОПРОСЫ
ИСТОРИИ
Аверьянов А.В. Национальная политика на Дону в 1930-е годы:
на примере Калмыцкого района ……………………………………...
Землянский К.А. Организация устной пропаганды в годы Великой
Отечественной войны (на материалах Ростовской области)…..
Краснова И.А. Память рода в семейных книгах Флоренции XIV –
XV веков …………………….................................................................
Мануковский Н.Г. Модернизация и социальное развитие: перспективы
изучения ……………………………………………………
5
9
14
18
22
27
32
37
42
50
55
59
65
Стр.1
ISSN 0321–3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2015. № 4
Мининкова Л.В. Теория вотчинного государства в советской и
современной отечественной историографии ………………………..
Надолинская А.И. Политика Э. Хита в Северной Ирландии: попытка
перехода от силовых методов к переговорному процессу…..
Олифиров К.А. Ипотечная деятельность Донского отделения
Крестьянского поземельного банка Российской империи в конце
XIX – начале XX века …………………………………………………
Подольников В.П. Франко-прусская война (1870–1871) в русской
периодике 70-х годов ХIХ века ………………………………............
Филатова Н.В. Процесс по делу Агнес Семпсон в контексте охоты
на ведьм в Шотландии раннего Нового времени ………………..
ЭКОНОМИКА И ПРАВО:
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ
И ПРАКТИКИ
Воскресов Б.Н. Лишение права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью как дополнительный
вид наказания………………………………………………...
Евченко Н.Н., Филонич В.В. Кризис российско-украинских отношений
и внешняя торговля: проекция для трех уровней управления……………………………………………………………………
Чернов
С.А., Дайкер А.О. Сетевая организация: закономерности,
тенденции развития …………………………………………………..
ФИЛОЛОГИЯ
И ОБРАЗОВАНИЕ
Абдокова М.Б. Энциклопедия ностальгических переживаний поэтессы
черкесского зарубежья Зейн Кандур…………………………
Зарипова А.Р. Семантическая эволюция слова жребий в истории
русского языка…………………………………………………………
Карпова Г.Ф. Педагогика и психология в современном архитектурно-художественном
образовании………………………………....
Стаканова Е.В., Толстихина Е.В. Смыслообразующие стратегии
обучения иностранному языку ……………………………………….
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ЗАМЕТКИ О КНИГАХ
70
77
83
90
95
102
108
114
119
121
126
129
Черюкина Г.Л. III Международная научно-практическая конференция
«Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации»
(Ростов-на-Дону, 17–18 сентября 2015 г.)…………………….. 136
Дзидзоев В.Д. Анализ политических репрессий на Северном Кавказе
в 20–30-е годы ХХ века (Эльбуздукаева Т.У. Политические
репрессии на территории Чечни и Ингушетии в 1920–1930-е годы.
Махачкала, 2015. 840 с.)……………………………………………….
Кореневский А.В. Ищенко А.С. Владимир Мономах в русском
общественно-историческом сознании: мифологический образ и
историческая реальность. Ростов н/Д., 2014. 276 с. ………………...
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
НАШИ ЮБИЛЯРЫ
Гасанов М.Р. Корифей кавказской этнографии (к 125-летию со
дня рождения Г.С. Читая)…………………………………………….
………………………………………………………………………......
Указатель материалов, опубликованных в журнале «Известия
высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные
науки» в 2015 г. …………………………………………….
137
140
143
145
146
2
Стр.2
ISSN 0321–3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2015. № 4
IZVESTIYA VUZOV.
SEVERO-KAVKAZSKII REGION
Reg. No. 011018
Of the Russian Federation Committee for the Press
Educational-research journal of applied sciences
Published since 1973.
4 issues per a year
N 4 (188) 2015
DOI 10.18522/0321-3056-2015-4
SOCIAL SCIENCES
CONTENTS
PHILOSOPHY
AND CULTURE STUDY
Didyk M.A. Karl Jaspers: “Axial Time” of World History as the Construction
and Hypothesis…………………………………………..........
Snegovaya O.A., Dolganovskaya N.V., Katicheva M.G. The Aspects
of Culture Dynamics in the Theory of Globalization ………………......
Ustimenko D.L., Sharypova V.A. The Contours of the Anthropological
Doctrine of Husserl …………………………………………………
Yushinа S.V. Political Theology as One of the Phenomena of Modern
Islamic Power Concept …………………………………………………
SOCIOLOGY
AND POLITOLOGY
Denisova G.S., Valuev D.G. Historical Education as a Tool of Political
Socialization: The Problem of Civic Identity and Patriotism ………
Ivanova A.A. Transformation of Marriage and Family Relations in
Russian Family: Comparative Analysis of Socialogical Studies ………
Kuznetsova A.V., Petrulevich I.A. Myth and Mythologem of City in
the Text of Culture: Sociological and Lingvokognitive Aspects……….
Merkulov E.D. Ways to Overcome Socially Conditioned Diseases in
Modern Society …………………………………………………………
Suhonosenko D.S., Morozova N.V., Obedkova О.А. Comparative
Analysis of the Subjective Perception of the Hazards by the Population
of the Volzhsky City and the Small Town of Nikolaevsk ……………...
ISSUES OF HISTORY
Averyanov A.V. National Policy on the Don Region in the 1930th on
the Example of the Kalmyk Region ……………………………………
Zemlyansky K.A. Organization of Oral Propaganda During the Great
Patriotic War (on the Materials of the Rostov Region)…………………
Krasnova I.A. The Genus Memory in the XIV-XV Century Florence
Family Books ……………………..........................................................
Manukovskiy N.G. Modernization and Social Development: Perspective
of Exploration ……………………………………………………..
Mininkova L.V. Theory of the Patrimonial State in the Soviet and
Modern National Historiography ……………………………………….
Nadolinskaya An.I. E. Heath Policy in Northern Ireland: the Attempt
of Transition From Force Methods to the Negotiation Process…………
Olifirov K.A. Mortgage Activity of the Don Department of the Russian
Empire Peasants’ Land Bank in the Late XIX - early XX Centuries
3
5
9
14
18
22
27
32
37
42
50
55
59
65
70
77
83
Стр.3
ISSN 0321–3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2015. № 4
Podolnikov V.P. French-Prussian War (1870-1871) in the Russian
Periodicals in the 70-ies of 19th Century ………………………………
Filatova N.V. The Trial of Agnes Sampson in the Context of a Witchhunt
in Early Modern Times Scotland ………………………………….
ECONOMICS AND LAW:
PRACTICE AND THEORY
Voskresov B.N. Deprivation of the Right to Occupy Certain Positions
or to Be Engaged in Certain Activities as an Additional Form of Punishment
………………………………………………...........................
Evchenko N.N., Filonich V.V. Crisis of Russian-Ukrainian Relations
and Foreign Trade: The Projection for Three Levels of Government …
Chernov S.А., Daiker A.О. Network Organization: Regularities,
Trends of the Development …………………………………………….
PHILOLOGY
AND EDUCATION
Abdokova M.B. Encyclopedia of Nostalgic Feelings of Circassian
Abroad Poetess Zein Kandur……………………………………………
Zaripova A.R. The Semantic Evolution of Word “Lot” in the History
of Russian Language …………………………………………………...
Karpova G.F. Pedagogics and Psychology of in Modern ArchitecturalArtistic
Education ………………………………....................................
Stakanova E.V., Tolstikhina E.V. Sense-creative Strategies of a Foreign
Language Teaching ………………………………………………..
SCIENTIFIC LIFE
BOOKS REVIEW
90
95
102
108
114
119
121
126
129
Cheryukina G.L. III International Scientific-Practical Conference
“Advertising and Public Relations: Tradition and Innovation” (Rostovon-Don,
17-18 September 2015)……………………………………….. 136
Dzidzoev V.D. Analysis of Political Repression in the North Caucasus
in the 20-30th of XX century (Elbuzdukaeva T.U. Political Repression
on the Territory of Chechnya and Ingushetia in 1920-1930s.
Makhachkala, 2015, 840 р.)…………………………………………….
Korenevsky A.V. Ishchenko A.S. Vladimir Monomakh in the Russian
Socio-historical Consciousness: Mythological Image and Historical
Reality. Rostov-on-Don, 2014. 276 р. ..……………….........................
TOUCHES
TO THE PORTRAIT
OUR PERSONS
Gasanov M.R. The Сoryphaeus of Caucasus Ethnography (to the
125th anniversary of the G.S. Chitay)…………………………………..
…………………………………………………………………………..
Index of Materials, published in the Journal “Izvestiya vuzov. SeveroKavkazskii
region. Obshchestvennye nauki” in 2015…………………
137
140
143
145
146
4
Стр.4
ISSN 0321–3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2015. № 4
ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 130.2
DOI 10.18522/0321-3056-2015-4-5-9
К. ЯСПЕРС: «ОСЕВОЕ ВРЕМЯ» ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
КАК КОНСТРУКЦИЯ И ГИПОТЕЗА
© 2015 г. М.А. Дидык
Дидык Марина Александровна –
кандидат философских наук, доцент,
кафедра теории культуры, этики и эстетики,
Институт философии и социально-политических наук
Южного федерального университета,
пер. Днепровский, 116, г. Ростов-на-Дону, 344065.
E-mail: madidyk@yandex.ru
Didyk Marina Alexandrovna –
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor,
Department of Theory of Culture, Ethics and Aesthetics,
Institute of Philosophy and Social and Political Sciences
of the Southern Federal University,
Dneprovskii Lane, 116, Rostov-on-Don,344065, Russia.
E-mail: madidyk@yandex.ru
Рассматривается одна из наиболее активно разрабатывающихся идей в современной западной и отечественной
философии и культурологии. Акцент сделан на гипотетическом характере идеи и конструкции «осевого времени»
К. Ясперса. Предлагается новое видение проблемы и вводится новая система координат. Происходит соединение
как бы двух слоев мысли – «осевого времени» в истории и масштаба «великих личностей» – в универсальной системе
ранжирования и духовно-интеллектуальной культуре человечества.
Ключевые слова: К. Ясперс, «осевое время», гипотеза, конструкция.
The author of the article considers one of the most actively developing ideas in modern Western and Russian philosophy
and culture. The emphasis is placed on the hypothetical ideas and constructions of Karl Jaspers’ “axial time”. The new vision
of the problem is suggested and the new system of coordinates is introduced. The connection of the two layers of thought
- “axial time” in the history and the scale of the “great personalities” - in the universal ranking system, the spiritual and
intellectual culture of mankind takes place.
Keywords: Karl Jaspers, “axial time”, hypothesis, construction.
В ходе проведенного нами в два этапа исследования
«осевой» концепции культуры К. Ясперса [1,
2] установлен факт преемственности и разрыва
между философско-исторической идеей «осевого
времени» (1948 г.) и историко-философским понятием
«масштаб-задающего-сознания»
(1956–
1957 гг.), предельно актуальных и сегодня в силу
критического восприятия европоцентристских схем
и способов мышления в философии, политике и
культуре. Представляется возможным принципиальное
акцентирование внимания не столько на
воспроизведении и характеристике конструкции
«осевого времени», сколько на моменте гипотетичности
этой идеи. На специальных исследованиях
«осевого времени», как и представленности этой
идеи у самого К. Ясперса, нам уже приходилось
останавливаться [3, 4], так что в данной статье
ограничимся только реконструкцией идеи Ясперса,
а также его «кружения» вокруг этой идеи.
В «Истоках истории и ее цели» утверждается
[5], что область всемирной истории и культуры
для европейского (христианского) сознания за5
ключена
в соответствии с библейской символикой
между грехопадением человека и наступлением
«страшного суда». Причем христианское воззрение
центральным событием реальной истории
считает «явление Сына Божьего», названное в
«Философии истории» Гегеля, как отмечает
К. Ясперс, «осью» истории. Сам Ясперс говорит
об «истоках» и «цели», подставляя на эти «места»
реальную «доисторию» и ожидающее людей «будущее».
А вместо гегелевской «оси», сутью которой
является приход в мир Иисуса Христа, в центре
у него оказывается «осевое время» истории,
перемещенное в середину I тыс. до Р.Х. (до н.э.).
Ясперс выступил с экзистенциальным постижением
этой первой «пограничной ситуации» мирового
масштаба и зафиксировал самым острым образом
противоречие-проблему соотнесения исторического
(древнего) «осевого времени» и современной
ему ситуации как допускающей экзистенциальное
ее «прочтение» и интерпретацию [6, c. 622].
Определяя переход от доистории к истории
(имеется в виду появление «древнейших культур» –
Стр.5
ISSN 0321–3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. 2015. № 4
шумеро-вавилонской, египетской и эгейской на
Западе, доарийской – в долине Инда и китайской),
Ясперс констатирует: «Вся атмосфера внезапно
меняется. Здесь уже не царит молчание» [5, с. 70].
«Немой» (молчаливый, молчащий) и «говорящий»
(письменный) миры по сути образуют два основных
типа и два исторически последовательных
этапа в существовании и развитии человеческой
культуры. Критерий, позволяющий говорить о
различии между «немой культурой» и «культурой
слова», не нов: фактически на том же основании
разделял свои «предысторию» и «историю» уже
Гегель. Однако Ясперс настаивает на различии не
просто между историей и доисторией, но также
культурой и предшествующим ей состоянием:
«Возникновение культуры территориально охватывает
лишь узкую полоску всей земной поверхности
от Атлантического до Тихоокеанского побережья,
от Европы через Северную Африку, Переднюю
Азию до Индии и Китая <…> Внутри необъятного
пространства, заселенного людьми, область
возникновения культуры очень мала. То же можно
сказать и о времени ее существования» [5, с. 51].
Следовательно, в самом человеке его причастность
к истории и культуре оказываются взаимосвязанными,
а с другой стороны – противостоящими
тому в нем, что является докультурным и доисторическим,
но все же при этом – неприродным и
надприродным: «Развитие человека в доисторическую
эпоху – это становление основных конститутивных
свойств человеческого бытия; развитие человека
в историческую эпоху – это развертывание
ранее обретенного содержания духовного и технического
характера». Но что же это за «духовное» и
«техническое» содержание человеческого бытия? В
общей форме ответ Ясперса на этот вопрос таков:
«Результатом доисторического становления является
то, что наследуется биологически, что, следовательно,
способно устоять во всех катастрофах истории.
Исторические же приобретения тесно связаны
с традицией, они передаются и поэтому могут быть
утеряны». Ясперс называет этот вторичный – культурный
слой в человеке «тонкой оболочкой над
кратером вулкана» [5, с. 56–57].
Перейдем теперь к основному интересующему
нас элементу из числа исходных «шифров», предложенному
Ясперсом «веро-философского» постижения
истории – к «осевому времени», в котором
могут быть выделены следующие черты:
1) драматический универсализм; 2) онтологическая
рефлексивность; 3) принципиальная гуманистичность
миросозерцания. Если уподобить
«немоту культуры» наличному бытию, а звучание
6
«слова» (что для Ясперса равнозначно проявлению
самой культуры) – сознанию, то в «самосознании»
(рефлексии) осевая культура оказывается духом. И
сам Ясперс, подыскивая общий эквивалент новациям
в культуре, которые принесло «осевое время»,
использует термин «одухотворение» [5, с. 34].
Приведем несколько примеров: в «осевое время»,
по его мнению, «полностью формируется подлинный
человек в его духовной открытости миру»; к
осевым народам Ясперс относит те народы, «которые,
последовательно продолжая свою историю,
совершили скачок, как бы вторично родились в
нем, тем самым заложили основу духовной сущности
человека и его подлинной истории»; в четырехчленной
схеме истории человечества (доистория,
эпоха великих культур древности, осевое
время с его последствиями, эпоха развития техники)
осевая эпоха названа Ясперсом «эпохой духовной
основы (курсив наш. – М.Д.) нашего человеческого
бытия» [5, с. 53, 76].
Важно, что Ясперс в характеристике осевого
прорыва к полноте бытия не стремится поставить
над ним – как высшее и абсолютное – христианство.
Более того, по мнению А.Н. Типсиной,
«Ясперс хочет освободиться от самого имени
“христианская религия”, скомпрометировавшего
себя фанатизмом и нетерпимостью по отношению
к инакомыслящим, неспособностью к общению с
другими религиями, враждебностью ко всему новому.
Он ратует за “библейскую религию”, свободную
от нетерпимости и жестокости, готовую к
коммуникации с другими культурами. Условием
для существования “библейской религии” в будущем
Ясперс считает отказ от притязаний христианства
на исключительность» [7, с. 72].
При таком отношении к реальному, историческому
христианству в ситуации остро осознаваемого
Ясперсом факта «разбожествления мира» в
массовом европейском сознании, оно не только не
могло быть поставленным выше осевого сознания,
но даже не дотягивало на роль осевого центра
истории и культуры. Аргумент, который в этой
связи он выдвигает, очень простой: «Христианская
вера – это лишь одна вера, а не вера всего человечества»
[5, с. 32]. Ясперс, как видим, явно снижает
значение христианства в истории (если считать
критерием то, что содержала сама проповедь Христа,
а особенно факт его земной жизни как воплотившегося
Бога). Для Ясперса Христос – человек,
один из последних иудейских пророков. В более
поздней работе «Великие философы» он поставлен
рядом с Буддой, Конфуцием и Сократом, причем
«Ясперс обращает внимание на то, что Иисус,
Стр.6