ЯСПЕРС: «ОСЕВОЕ ВРЕМЯ» ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ КАК КОНСТРУКЦИЯ И ГИПОТЕЗА © 2015 г. М.А. Дидык Дидык Марина Александровна – кандидат философских наук, доцент, кафедра теории культуры, этики и эстетики, Институт философии и социально-политических наук Южного федерального университета, пер. <...> E-mail: madidyk@yandex.ru Didyk Marina Alexandrovna – Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Theory of Culture, Ethics and Aesthetics, Institute of Philosophy and Social and Political Sciences of the Southern Federal University, Dneprovskii Lane, 116, Rostov-on-Don,344065, Russia. <...> E-mail: madidyk@yandex.ru Рассматривается одна из наиболее активно разрабатывающихся идей в современной западной и отечественной философии и культурологии. <...> Акцент сделан на гипотетическом характере идеи и конструкции «осевого времени» К. <...> Предлагается новое видение проблемы и вводится новая система координат. <...> Происходит соединение как бы двух слоев мысли – «осевого времени» в истории и масштаба «великих личностей» – в универсальной системе ранжирования и духовно-интеллектуальной культуре человечества. <...> The emphasis is placed on the hypothetical ideas and constructions of Karl Jaspers’ “axial time”. <...> The connection of the two layers of thought - “axial time” in the history and the scale of the “great personalities” - in the universal ranking system, the spiritual and intellectual culture of mankind takes place. <...> В ходе проведенного нами в два этапа исследования «осевой» концепции культуры К. <...> Ясперса [1, 2] установлен факт преемственности и разрыва между философско-исторической идеей «осевого времени» (1948 г.) и историко-философским понятием «масштаб-задающего-сознания» (1956– 1957 гг.), предельно актуальных и сегодня в силу критического восприятия европоцентристских схем и способов мышления в философии, политике и культуре. <...> Представляется возможным принципиальное акцентирование внимания не столько на воспроизведении и характеристике конструкции «осевого времени», сколько на моменте гипотетичности этой идеи. <...> На специальных исследованиях «осевого времени», как и представленности этой идеи у самого К. <...> Ясперса, нам уже приходилось останавливаться [3, 4], так что в данной статье <...>