№ 4 СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ УДК 316.334.3 DOI 10.18522/0321-3056-2015-4-22-27 ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА © 2015 г. Г.С. Денисова, Д.Г. Валуев Денисова Галина Сергеевна – доктор социологических наук, профессор, кафедра исторической политологии, Институт истории и международных отношений Южного федерального университета, ул. <...> E-mail: denigs@aaanet.ru Валуев Дмитрий Георгиевич – магистрант, кафедра исторической политологии, Институт истории и международных отношений Южного федерального университета, ул. <...> 1992@mail.ru Рассматриваются проблема формирования гражданской активности и патриотизма, концептуализация исторического образования с точки зрения его направленности на формирование основных компонентов политической культуры – когнитивного, аксиологического и деятельностного. <...> На основе анализа стандартов исторического образования 2004 и 2012 гг., а также результатов социологического опроса учащихся старших классов г. Ростова-наДону показывается воспроизводство отечественной традиции формирования ценности государства и его патерналистской роли по отношению к обществу и гражданину, соответственно – сохранение традиционного понимания гражданственности как служения государству. <...> Не случайно высказывание «История – это политика, опрокинутая в прошлое» приобрело статус крылатого афоризма. <...> Результатом обсуждения этой проблемы в обществе стал новый образовательный стандарт по преподаванию истории в средней школе, который был принят в конце 2014 г. и включает в себя «…принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современ Статья подготовлена в рамках проекта Распределенного научного центра межнациональных и межконфессиональных отношений «Мониторинг межэтнических отношений и религиозной ситуации; анализ проблем этнокультурного и исторического образования <...>