В.И. Вернадский и Л.М. Лопатин о философии и ее месте в духовной жизни человечества . <...> Онтологический статус сознания: преодоление антитезы аналитической философии и феноменологии . <...> Супрематическая онтология и ее философские аспекты в творчестве К. <...> Религия и риторика в трактатах Дионисия Галикарнасского . <...> К вопросу о переводе и исследовании «Шрибхашьи» Рамануджи . <...> To the question of translation and investigation of Ramanuja’s “Shribhashya” . <...> Habermas’s approach to the theoretical study of political communication . <...> Religion and rhetoric in Dionysius of Halicarnassus’ treatises . <...> Павлов* В.И. ВЕРНАДСКИЙ И Л.М. ЛОПАТИН О ФИЛОСОФИИ И ЕЕ МЕСТЕ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В статье рассматривается понимание В.И. Вернадским и Л.М. Лопатиным философии как особого рода создания и выражения человеческого духа, отношение философии и научного мировоззрения к истинному знанию, утверждения Лопатина о необходимости наличия в философии общеобязательных, общепризнанных истин, без принятия которых не может существовать убедительная философская концепция. <...> XIX столетия «в России — и в университетах, и в литературе, и в кружках молодежи — почти безраздельно господствовало позитивное направление» [Л.М. Лопатин, 1911, с. <...> Поэтому когда в 1902 г. в журнале «Вопросы философии и психологии» появилась статья профессора минералогии и кристаллографии В.И. Вернадского «О научном мировоззрении», которая была его вступительной лекцией к прочитанному в Московском университете курсу истории естествознания, она вызвала большой интерес у Л.М. Лопатина, ибо впервые так обстоятельно и профессионально ученый-естествоиспытатель, а не философ, высказался о месте философии в духовной жизни человечества, о взаимодействии науки и философии, о своем отношении к все еще популярному в те годы позитивизму. <...> «Никогда не наблюдали мы до сих пор в истории человечества науки без философии, — писал он, — и, изучая историю научного мышления, мы видим, что философские концепции и философские идеи входят как необходимый, всепроникающий <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_7._Философия_№5_2015.pdf
Московского
университета
Вестник
Серия 7 ФИЛОСОФИЯ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
История русской философии
Павлов А.Т. В.И. Вернадский и Л.М. Лопатин о философии и ее
месте в духовной жизни человечества .
.
История зарубежной философии
.
Мясникова А.С. Н. Хомский: от Декарта к глубинной грамматике
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Онтология и теория познания
Дьяков А.В. Онтология Просвещения: историзм как идеология
современности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
Сафронов А.В. Онтологический статус сознания: преодоление
антитезы аналитической философии и феноменологии .
.
Социальная философия
Момджян К.Х. К типологии человеческих потребностей. Статья
2. Биосоциальная потребность в безопасности . . . . . . . . . . .77
Философия и политика
Линде А.Н. Подход Ю. Хабермаса к теоретическому изучению
политической коммуникации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .91
Эстетика
Рендл М.В. Супрематическая онтология и ее философские аспекты
в творчестве К. Малевича . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Религиоведение
Осипова О.В. Религия и риторика в трактатах Дионисия Галикарнасского
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
.
.
.
.
.
.60
.
.
.
.
Симосато Т. Н.И. Надеждин: от эстетики и литературной критики
к этнографическому изучению культуры .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Псху Р.В. К вопросу о переводе и исследовании «Шрибхашьи»
Рамануджи .
.
.
.
.
.
.
.
.
. 3
.16
.29
.36
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 5 • 2015 • СЕНТЯБРЬ — ОКТЯБРЬ
Выходит один раз в два месяца
Стр.1
CONTENTS
History of Russian Philosophy
Pavlov A.T. V.I. Vernadsky and L.M. Lopatin about philosophy and its
place in the spiritual life of mankind . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Shimosato T. N.I. Nadezhdin: from aesthetics and literary criticism
to the ethnographic study of culture . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
History of Foreign Philosophy
Pshu R.V. To the question of translation and investigation of Ramanuja’s
“Shribhashya” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Myasnikov a A.S. N. Chomsky: from Descartes to deep grammar . . . . .36
Ontology and Theory of Cognition
Dy a k o v A.V. Ontology of Enlightenment: historicism as an ideology
of modernity . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
Safronov A.V. Ontological status of consciousness: sublation of analytic
philosophy and phenomenology .
.
Social Philosophy
Momdzhyan K.Kh. On the typology of human needs. Article 2.
Biosocial need for security .
.
Philosophy and Politics
Linde A.N. J. Habermas’s approach to the theoretical study of political
communication .
.
Aesthetics
Rendl M.V. Suprematist ontology and its philosophical aspects in the
works of K. Malevich . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Religious Studies
Osipov a O.V. Religion and rhetoric in Dionysius of Halicarnassus’
treatises .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 115
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.91
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.77
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.60
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2015
Стр.2