Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия  / №5 2015

В.И. ВЕРНАДСКИЙ И Л.М. ЛОПАТИН О ФИЛОСОФИИ И ЕЕ МЕСТЕ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (60,00 руб.)

0   0
Первый авторПавлов
Страниц13
ID364010
АннотацияВ статье рассматривается понимание В.И. Вернадским и Л.М. Лопатиным философии как особого рода создания и выражения человеческого духа, отношение философии и научного мировоззрения к истинному знанию, утверждения Лопатина о необходимости наличия в философии общеобязательных, общепризнанных истин, без принятия которых не может существовать убедительная философская концепция.
Павлов, А.Т. В.И. ВЕРНАДСКИЙ И Л.М. ЛОПАТИН О ФИЛОСОФИИ И ЕЕ МЕСТЕ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / А.Т. Павлов // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2015 .— №5 .— С. 3-15 .— URL: https://rucont.ru/efd/364010 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Павлов* В.И. ВЕРНАДСКИЙ И Л.М. ЛОПАТИН О ФИЛОСОФИИ И ЕЕ МЕСТЕ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В статье рассматривается понимание В.И. Вернадским и Л.М. Лопатиным философии как особого рода создания и выражения человеческого духа, отношение философии и научного мировоззрения к истинному знанию, утверждения Лопатина о необходимости наличия в философии общеобязательных, общепризнанных истин, без принятия которых не может существовать убедительная философская концепция. <...> Во второй половине XIX — начале XX в. очень многие представители русской интеллигенции разделяли точку зрения позитивизма о том, что в современном мире на мировоззренческие вопросы ответ надо искать в научных исследованиях, а философия — это учение прошлого, не говоря уже о религии, которая находит прибежище только в головах необразованных людей. <...> XIX столетия «в России — и в университетах, и в литературе, и в кружках молодежи — почти безраздельно господствовало позитивное направление» [Л.М. Лопатин, 1911, с. <...> А «философия — или метафизика — в глазах подавляющего большинства студентов являлась прямо одним из видов умственного * Павлов Алексей Терентьевич — доктор философских наук, профессор кафедры истории русской философии МГУ имени М.В. Ломоносова, тел. <...> Подобное состояние общественного сознания в близкой ему среде огорчало Л.М. Лопатина, и обе свои диссертации 1886 и 1891 гг. он посвятил, по сути дела, критике позитивизма и шире — критике в целом эмпиризма, сенсуализма, феноменализма. <...> Констатируя «глубокое падение метафизической философии в настоящее время» [Л.М. Лопатин, 1886, с. <...> 1], Лопатин поставил себе целью доказать, что только умозрительное метафизическое знание, опирающееся на человеческий разум, может дать истинное понимание мира таким, каков он есть в действительности, а не только в наших восприятиях. <...> «Искать философской истины можно только в умозрении», — пишет он в заключении своей магистерской диссертации. <...> Ведь умозрительная <...>