. . . . . . 3 Российская периодика в современных условиях: векторы развития и направления исследований Свитич Л.Г. Современная периодика: поле понятий и терминов . <...> Печатные издания в поисках типологической идентичности . <...> Пресса в процессе ценностного ориентирования аудитории: возможности и результаты. <...> Эссеистика против публицистики: новая тенденция российской прессы . <...> Депрессивное медиапотребление (исследование телевизионных предпочтений сельских жителей). <...> . . . . . 153 Реклама и связи с общественностью Стровский Д.Л., Саймонс Г. Открытые коммуникации как инструмент формирования репутации государства (на примере современной России) . <...> Гуманитарная повестка СМИ и стратегии ее реализации . <...> Предметно-функциональные особенности современных российских научно-популярных журналов . <...> The Correlation of Technology and Creativity in Modern Journalism. <...> . . . . . . 167 Index of Articles and Materials Published in “The Bulletin of Moscow State University” Series 10 — Journalism in 2013 . <...> Они более подробно изложены в докладе Тарваха Мак-Бел гейма из Института информационного права Университета Амстердама, включающего требования к публикациям, которые подразумевают, что теоретические предложения, 1 Open Journalism // IRIS plus. <...> Европейский суд по правам человека опирается на важнейшие демократические функции, которые медиа и журналисты тоже должны выполнять. <...> Традиционная профессиональная журналистика все более использует социальные сети как инструмент для поиска и распространения своих материалов. <...> 4 вышла в 2013 г. книга, преследующая определенную цель — способствовать свободе медиа в Интернете. <...> Свобода медиа должна быть защищена и в Интернете, и в офлайне. <...> Очень важно, что нападки на журналистов, блогеров и на активистов социальных медиа также являются посягательством на свободу медиа. <...> Масштабное использование социальных сетей и медиа несет с собой новые моменты для осуществления базовых правил свободы медиа. <...> № 6 РОССИЙСКАЯ ПЕРИОДИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ Л.Г. Свитич <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_10._Журналистика_№6_2013.pdf
Московского
университета
Вестник
Серия 10 ЖУРНАЛИСТИКА
Издательство Московского университета
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 6 • 2013 • НОЯБРЬ — ДЕКАБРЬ
Выходит один раз в два месяца
СОДЕРЖАНИЕ
Засурский Я.Н. Колонка редактора: Открытая журналистика . . . . . . . 3
Российская периодика в современных условиях:
векторы развития и направления исследований
Свитич Л.Г. Современная периодика: поле понятий и терминов .
.
.
.
. 6
Смирнова О.В. Печатные медиа в эпоху цифровых технологий . . . . . .25
Шкондин М.В. Печать в условиях трансформации медиасистемы. . . . .38
Распопова С.С. Печатные издания в поисках типологической идентичности
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
Лазутина Г.В. Пресса в процессе ценностного ориентирования
аудитории: возможности и результаты. . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
Тертычный А.А. О соотношении технологии и творчества в современной
журналистике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
Магай И.П. Эссеистика против публицистики: новая тенденция
российской прессы .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Балалуева И.А. Образ женщины в современной российской прессе:
ключевые характеристики и масштабы трансформации .
.
.
.
.
.
.
.
.
Социология журналистики
Новикова А.А., Кирия И.В. Депрессивное медиапотребление (исследование
телевизионных предпочтений сельских жителей). . . . . . 153
Реклама и связи с общественностью
Стровский Д.Л., Саймонс Г. Открытые коммуникации как инструмент
формирования репутации государства (на примере современной
России) .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Указатель статей и материалов, опубликованных в «Вестнике Московского
университета. Серия 10. Журналистика» в 2013 году .
.
.
.
.
.
.
.
. 127
. 134
.89
Фролова Т.И. Гуманитарная повестка СМИ и стратегии ее реализации
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
Суворова С.П. Предметно-функциональные особенности современных
российских научно-популярных журналов .
.
.
. 167
. 181
Стр.1
CONTENTS
Zassoursky Ya.N. Editorial: Open Journalism. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
The Modern Russian Press: Vectors of Development and Study Approaches
Svitich L.G. Modern Press: A Field of Notion and Terms . . . . . . . . . . . . 6
Smirnova O.V. Print Media Strategies in the Age of Digital Technologies . . .25
Shkondin M.V. The Print during the Transformation of Media System . . . . .38
Raspopova S.S. Print Media in Search for Typological Identity .
.
.
.
.
.
.
.
.54
Lazutina G.V. The Press and the Value Orientation of an Audience: Options
and Results . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
Tertychniy A.A. The Correlation of Technology and Creativity in Modern
Journalism. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
Magay I.P. Essey vs Publicism: New Trends in Russian Press .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.89
Frolova T.I. Humanitarian Agenda in Media . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
Suvorova S.P. Scientific Educational Topics in Modern Press. . . . . . . . . 127
Balalueva I.A. The Image of Women in Modern Russian Press .
. 134
Media Sociology
Novikova A.A., Kiriya I.V. The Depressive Media Consumption (A Study
of Television Preferences in Rural Areas) .
.
Advertising and Public Relations
Strovsky D.L., Simons G. Open Communications as an Instrument of
Shaping an Image of the State (the Case of Modern Russia) . . . . . . . 167
Index of Articles and Materials Published in “The Bulletin of Moscow
State University” Series 10 — Journalism in 2013 . . . . . . . . . . . . . 181
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 153
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2013
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2013. № 6
Я.Н. Засурский, профессор, доктор филологических наук, зав. кафедрой
зарубежной журналистики и литературы, президент факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
КОЛОНКА РЕДАКТОРА:
ОТКРЫТАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
Представитель ОБСЕ по свободе СМИ Сьюзан Никольчев, глава
Департамента юридической информации Европейской аудиовизуальной
обсерватории, опять привлекла внимание к проблеме открытой
журналистики, которая тесно связана с концепцией открытого
общества, выдвинутой в свое время Карлом Поппером.
На факультете журналистики в свое время прошло несколько конференций,
посвященных проблемам открытого общества, которые
включают рассмотрение отношений государства и средств массовой
информации, предупреждая об опасности этатизации СМИ. Тогда же
подчеркивалась важность развития открытого общества, в котором
существовала бы широкая возможность для обмена информацией и
создания текстов для медиа. Это расширение свободы печати и современного
гражданского общества привело к появлению новых
идей и в ОБСЕ.
Представитель ОБСЕ по свободе СМИ высказала свои суждения
относительно путей развития открытой журналистики. Помимо требования
расширить возможности участия гражданского общества
в развитии свободы СМИ были отмечены пути усовершенствования
доступа граждан к медиадиалогам, которые включают публикации,
информацию online, базы данных и «указатели» (список путей нахождения
доступа к информации. — Я.З.).
Европейская аудиовизуальная обсерватория выпустила специальную
инструкцию, посвященную аудиовизуальным СМИ1. Авторы
стремятся сбалансировать сложные отношения к развитию контента,
который создается гражданами и расширяет их свободу.
В связи с этим выпущен документ «Свобода выражения online»,
включающий следующие термины: стандарт, социальные сети и
ответственность. В результате развития этих концепций и предложений
разработан новый документ «Открытая журналистика», где
указаны важные аспекты проблемы. Они более подробно изложены в
докладе Тарваха Мак-Бел гейма из Института информационного права
Университета Амстердама, включающего требования к публикациям,
которые подразумевают, что теоретические предложения,
1 Open Journalism // IRIS plus. 2013. N 2. P. 39.
3
Стр.3