Московского университета Вестник Серия 10 ЖУРНАЛИСТИКА Издательство Московского университета СОДЕРЖАНИЕ Засурский Я.Н. <...> Современные периодические издания: медиаматрицы как основа концепции . <...> Манежная площадь, декабрь 2010 г.: расшифровать реальность (СМИ и проблематика конфликта) . <...> Местная пресса мегаполиса: зеркало жизни или служанка власти? <...> Тенденции в использовании жанров на страницах современных печатных СМИ . <...> Журналист печатных СМИ в условиях цифровой революции: испытание переменами . <...> Новые подходы к повышению эффективности рекламного текста в СМИ . <...> ХХ в.: от «журнала об экономике и обществе» к новостному еженедельнику . <...> Cambio 16 Magazine in the 1970s: from the “Magazine on Economics and Society” to News Weekly. <...> № 5 Я.Н. Засурский, профессор, доктор филологических наук, зав. кафедрой зарубежной журналистики и литературы, президент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова КОЛОНКА РЕДАКТОРА: БЕДНОСТЬ, ИНТЕРЕСУЮЩАЯ «НЬЮ-ЙОРК ТАЙМС» Накануне выборов в Соединенных Штатах все более тщательно изучаются разные аспекты политической и экономической жизни, подводится определенный баланс достижений и упущений президента действующего в сопоставлении с президентом предшествующим. <...> Шкондин, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: skond@mail.ru ПЕЧАТНЫЕ СМИ: РЕСУРСЫ ПУБЛИЧНОСТИ Статья выявляет ресурсы публичности, которыми располагают современные печатные СМИ России в условиях активной трансформации современного медиапространства. <...> Дискуссия о жанрах и форматах, про8 шедшая на факультете журналистики МГУ в минувшем году, с определенностью показала, что в языковую практику журналистского сообщества вошло понятие «формат издания». <...> Выступая как инструмент адаптации типологических моделей СМИ к запросам аудитории и закономерностям рынка, форматизация, с одной стороны, ведет к усложнению типологической структуры СМИ, а с другой — усиливает <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_10._Журналистика_№5_2011.pdf
Московского
университета
Вестник
Серия 10 ЖУРНАЛИСТИКА
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
Засурский Я.Н. Колонка редактора: Бедность, интересующая «НьюЙорк
таймс» .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Журналистика в современных печатных СМИ
Шкондин М.В. Печатные СМИ: ресурсы публичности . . . . . . . . . . . 7
Дзялошинский И.М. Современные периодические издания: медиаматрицы
как основа концепции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Воинова Е.А., Портнягина М.А., Реснянская Л.Л., Сивякова Е.В. Манежная
площадь, декабрь 2010 г.: расшифровать реальность
(СМИ и проблематика конфликта) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Лазутина Г.В., Клёсова О.А., Кульчицкая Д.Ю. Поиск ответственной
журналистики (по мотивам круглого стола) . . . . . . . . . . . . . . .55
Филатова И.В. Пресса и общество: отношения на современном этапе . .69
Золотых А.Д. Местная пресса мегаполиса: зеркало жизни или служанка
власти? .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Тертычный А.А. Тенденции в использовании жанров на страницах
современных печатных СМИ .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 3
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 5 • 2011 • СЕНТЯБРЬ — ОКТЯБРЬ
Выходит один раз в два месяца
.75
Касютин В.Л. Новая политика в регулировании российской региональной
печати . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .85
.93
Каллиома Л.А. Журналист печатных СМИ в условиях цифровой революции:
испытание переменами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
Жилавская И.В. Медиаобразовательные технологии печатных СМИ. . 107
Реклама и связи с общественностью
Назайкин А.Н. Новые подходы к повышению эффективности рекламного
текста в СМИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Ведется исследование
Высоков Ю.В. «Камбио 16» в 70-е гг. ХХ в.: от «журнала об экономике
и обществе» к новостному еженедельнику . . . . . . . . . . . . 131
Публицистика
Барышников К.Б. Режиссер и оператор Марина Голдовская. Между
прошлым и будущим… но всегда в настоящем .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 147
Стр.1
CONTENTS
Zassoursky Ya.N. Editorial: Poverty That Concerns the New York Times. . . . 3
Journalism in Modern Print Media
Shkondin M.V. Print Media: The Tools of Publicity . . . . . . . . . . . . . . . 7
Dzyaloshinsky I.M. Modern Print Media: Media Matrix as a Basis of
Concept .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Voinova E.A., Portnyagina M.A., Resnyanskaya L.L., Sivakova E.V. Manezhnaya
Proschad, December 2010: Decoding the Reality (Media
and Problematics of the Conflict) .
.
.
.
.
.
.
.
.
.22
.37
Lazutina G.V., Klyosova O.A., Kulchitskaya D.Yu. Searching for Responsible
Journalism (Afterwards of the Round Table) . . . . . . . . . . . . . .55
Filatova I.V. The Press and the Society: Modern Stage’s Relationship .
.69
Zolotykh A.D. Local Press in the Megapolis: Mirroring the Life or Serving
the Authorities . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75
Kasyutin V.L. New Regulating Policy for Russian Regional Press. . . . . . . .85
Tertychniy A.A. Trends in Using Genres in Modern Russian Print Media .
.
Kallioma L.A. Print Media Journalists under Digital Revolution: Trial by
Changes .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.93
. 102
Zhilavskaya I.V. Media Educating Technologies in Print Media . . . . . . . 107
Advertising and Public Relations
Nazaykin A.N. New Approaches to Growing Effectiveness of Advertising
Texts in Media . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Research is Being Carried Out
Vysokov Yu.V. Cambio 16 Magazine in the 1970s: from the “Magazine on
Economics and Society” to News Weekly. . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Essays
Baryshnikov K.B. Marina Goldovskaya, Director and Cinematographer:
Between the Past and the Future… but Always in the Present .
.
.
.
.
.
. 147
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2011
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2011. № 5
Я.Н. Засурский, профессор, доктор филологических наук, зав. кафедрой
зарубежной журналистики и литературы, президент факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
КОЛОНКА РЕДАКТОРА:
БЕДНОСТЬ, ИНТЕРЕСУЮЩАЯ «НЬЮ-ЙОРК ТАЙМС»
Накануне выборов в Соединенных Штатах все более тщательно
изучаются разные аспекты политической и экономической
жизни, подводится определенный баланс достижений и
упущений президента действующего в сопоставлении с президентом
предшествующим. Главное — газеты пытаются проанализировать
тенденции развития Америки в это очень важное
время для страны и, вместе с тем, увидеть здесь те
тенденции, которые могут повлиять на выборы.
В связи с этим обращает на себя внимание статья, опубликованная
в «Нью-Йорк таймс» 13 сентября этого года под названием
«Уровень бедности в США вырос и достиг самого высокого
уровня». Автор статьи Сабрина Таверниз приводит
данные, которые сообщило статистическое управление Соединенных
Штатов. Число американцев, живущих в бедности,
за предыдущий год доросло до самого высокого уровня с 1993 г.
Эти данные статистического бюро были напечатаны накануне
и, как пишет «Нью-Йорк таймс», стали свидетельством того,
что восстановление экономики после кризиса идет разочаровывающее
медленно и, главное, ничего не сделано для беднейших
жителей страны.
«Нью-Йорк таймс» пишет не обо всех бедных, а о тех, которые
принадлежали к среднему классу и перешли в категорию
бедных, потеряли важные позиции в социальном статусе и
в экономическом положении. Газета приходит к выводу, что
за это время страна ничего не сделала для своих беднейших
граждан.
Еще 2,6 млн соскользнули вниз и пересекли линию бедности
в 2010 г., а это означает, что 46,2 млн человек теперь живут
в бедности в Соединенных Штатах. Это наиболее важный момент
политической и экономической жизни США, на что и указывает
один из представителей статистического бюро, Труди
Ренвик, руководитель отдела статистики бедных.
Эта цифра соответствует 15,1% всего населения Соединенных
Штатов, что означает увеличение количества бедных
на 11,7% по сравнению с десятилетием 2001—2010 гг.
3
Стр.3