Д., Саба дош П. А. Психометрический анализ опросника «Многофакторное исследование толерантности» с использованием многочертной-многометодной модели Юбилеи К 70-летию Жанны Марковны Глозман. <...> Modern approaches to the research of coping with the difficult life situations . <...> Ждан ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ: ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ В статье описываются этапы становления и развития работ по истории психологии в Московском университете. <...> Раскрывается вклад С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, П.Я. Гальперина, М.В. Соколова и других ученых в разработку исторического анализа психологической мысли. <...> Ключевые слова: история психологии, русская психология, научные традиции, преподавание истории психологии, кафедра общей психологии. <...> Под руководством С.Л. Рубинштейна, организатора и первого заведующего кафедрой психологии, сотрудниками кафедры разрабатывались программы учебного курса по истории психологии на Западе (профессор Б.М. Теплов, затем доцент П.Я. Гальперин) и по истории психологической мысли в России (доцент М.В. Соколов). <...> E-mail: zhdan@list.ru 3 Для всех этих ученых история психологии не была единственной областью деятельности. <...> Будилова, крупный историк русской психологии, по совету учителя посвятила свой первый фундаментальный труд учению И.М. Сеченова об ощущении и мышлении. <...> Курс из 35 лекций охватывал период развития психологической мысли от античности до начала XIX в. <...> М.В. Соколов и его курс истории русской психологии Михаил Васильевич Соколов (1894—1962), ученик Г.И. Челпанова, с 1944 г. — сотрудник Психологического института, а с 1949 г. — старший преподаватель кафедры психологии в МГУ (по совместительству). <...> Крупным вкладом в историографию отечественной психологии являются его труды о развитии психологической мысли в России с древности до XVIII в. <...> История психологии — важная составляющая общепсихологических взглядов П.Я. Гальперина и в то же время самостоятельная область его исследовательской и педагогической деятельности <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_14._Психология_№1_2011.pdf
Московского
университета
Вестник
Серия 14 ПСИХОЛОГИЯ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
К 45-летию ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ МОСКОВСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА им. М.В. ЛОМОНОСОВА
ТРУДЫ КАФЕДРЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
Жд а н А. Н. История психологии на кафедре общей психологии: исследование
и преподавание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Соко л о в а Е. Е. Фундаментальные принципы университетского
образования и психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Бр а т у с ь Б. С., Ин и на Н. В. Вера как общепсихологический фе номен
сознания человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Леонт ь ев Д. А., Фам А. Х. Как мы выбираем: структуры пере живания
собственного выбора и их связь с характеристиками личности
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Бороз дина Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-кон -
цепцией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Корни лов а Т. В. Интеллектуально-личностный потенциал человека
в психологической регуляции выборов и продуктивных
решений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ну рков а В. В. Автобиографическая память с позиций культурнодеятельностной
психологии: результаты и перспективы исследования
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ро с с ох и н А. В. От полилога к интерполилогу . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Би тюц к а я Е. В. Современные подходы к изучению совладания с
трудными жизненными ситуациями. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Федорови ч Е. Ю. Изучение поведения животных в ситуациях новизны
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ми тина О. В., Бабаев а Ю. Д., Саба дош П. А. Психометрический
анализ опросника «Многофакторное исследование толерантности»
с использованием многочертной-многометодной модели
Юбилеи
К 70-летию Жанны Марковны Глозман. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
К 70-летию Лидии Васильевны Бороздиной. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
141
143
3
12
25
39
54
66
79
91
100
112
124
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 1 • 2011 • ЯНВАРЬ–МАРТ
Выходит один раз в три месяца
Стр.1
MOSCOW UNIVERSITY BULLETIN (VESTNIK). SERIA 14. PSYCHOLOGY. 2011. N 1
CONTENTS
TO THE 45TH ANNIVERSARY OF THE DEPARTMENT OF
PSYCHOLOGY AT LOMONOSOV MOSCOW STATE UNIVERSITY
THE WORKS OF THE GENERAL PSYCHOLOGY CHAIR
Zhd a n A. N. History of psychology at the chair of general psychology:
research and teaching . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Sokolov a E. E. The fundamental principles of university education and
A.N. Leontiev’s psychological theory of activity . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Br a t u s B. S., I n i na N. V. Faith as a general psychological phenomenon of
human consciousness. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Le ont i e v D. A., Fam A. Kh. How we choose: The structures of subjective
experience of one’s choice and their connections with personality
variables. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Borozd i na L. V. The essence of “samootsenka” and how it is related with
the self-concept . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Kor n i lov a T. V. The dynamic functioning of cognitive and personality
potential of a man in psychological regulation of decision and choice . .
Nou r kov a V. V. Autobiographical memory from perspective of culturalactivity
theory: Research highlights and future directions . . . . . . . . . .
Ro s s ok h i n A. V. From polylogue to interpolyloque . . . . . . . . . . . . . . . . .
Bi t y ut s k ay a E. V. Modern approaches to the research of coping with the
difficult life situations . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Fe dorov i ch E. Yu. Investigation of animal behavior in conditions of novelty
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Mi t i na O. V., Ba b ay e v a Yu. D., S a b ado sh P. A. Psychometric analysis
of the “Multifactor inventory of tolerance” using multi-trait multimethod
model. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Anniversaries
To the 70th anniversary of Janna Markovna Glozman . . . . . . . . . . . . . . . .
To the 70th anniversary of Lidia Vassilievna Borozdina. . . . . . . . . . . . . . . .
3
12
25
39
54
66
79
94
100
112
124
141
143
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2011
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2011. № 1
К 45-ЛЕТИЮ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА
ТРУДЫ КАФЕДРЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
А. Н. Ждан
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕЙ
ПСИХОЛОГИИ: ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ
В статье описываются этапы становления и развития работ по истории
психологии в Московском университете. Раскрывается вклад С.Л. Рубинштейна,
Б.М. Теплова, П.Я. Гальперина, М.В. Соколова и других ученых в разработку
исторического анализа психологической мысли. Характеризуются традиции и
современное состояние историко-психологической науки на кафедре общей
психологии факультета психологии МГУ.
Ключевые слова: история психологии, русская психология, научные традиции,
преподавание истории психологии, кафедра общей психологии.
Becoming and development stages of history of psychology at Moscow University
are presented in this article. Contribution of S.L Rubenstein, B.M. Teplov, P.Ya. Galperin,
M.V. Sokolov and others into the working out of historical analysis of psychological
ideas are discovered. Traditions and current state of historical-psychological science
at the Chair of General Psychology at MSU are characterized.
Key words: history of psychology, Russian psychology, scientific traditions, teaching
of history of psychology, chair of general psychology.
В Московском университете учебная и исследовательская работа
в области истории психологии разворачивалась сначала на отделении
психологии философского факультета, открытом в 1943 г., а с 1966 г. —
на факультете психологии. У истоков этой работы стояли выдающиеся
ученые: С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, М.В. Соколов, П.Я. Гальперин,
М.Г. Ярошевский. Под руководством С.Л. Рубинштейна, организатора
и первого заведующего кафедрой психологии, сотрудниками кафедры
разрабатывались программы учебного курса по истории психологии
на Западе (профессор Б.М. Теплов, затем доцент П.Я. Гальперин) и по
истории психологической мысли в России (доцент М.В. Соколов).
Ждан Антонина Николаевна — докт. психол. наук, профессор кафедры общей психологии
ф-та психологии МГУ. E-mail: zhdan@list.ru
3
Стр.3