Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Обсерватория культуры

Обсерватория культуры №6 2011 (220,00 руб.)

0   0
Страниц150
ID279537
Аннотация«Обсерватория культуры» — многопрофильный журнал, предназначенный для отражения бытования не какой-либо одной области культуры, но культурного процесса во всем его многообразии, всех срезов культурной жизни общества. Доступность изложения помогает понять специфику и характер современных социокультурных процессов самому широкому кругу читателей. Театр и музыка, изобразительное искусство и кино, литература и архитектура, культурное наследие, музеи и библиотеки, культурный досуг и туризм — все эти сферы культуры находят свое место на страницах журнала, создавая, тем самым, целостное информационное поле культуры.
Обсерватория культуры .— 2004 .— 2011 .— №6 .— 150 с. — URL: https://rucont.ru/efd/279537 (дата обращения: 24.04.2024)

Также для выпуска доступны отдельные статьи:
КУЛЬТУРА ФИЛОСОФИИ VS ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ / Гущина (66,00 руб.)
СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ: ОКСЮМОРОН ИЛИ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА? / Бибиков (66,00 руб.)
СТИЛЬ КАК ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОСТИ / Краева (66,00 руб.)
ЛИКИ ОДИНОЧЕСТВА В КУЛЬТУРЕ / Трунов (66,00 руб.)
БОЛЬ КАК СОСТРАДАНИЕ. ПРОБЛЕМА АДЕКВАТНОГО ВЫРАЖЕНИЯ БОЛИ / Хайдарова (66,00 руб.)
«ТЕНЬ»: МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ АРХЕТИПА / Севостьянов (66,00 руб.)
ВЫРАЖЕНИЕ «ХОЛОДНАЯ КУЛЬТУРА» СТАЛИНИЗМА КАК ОЩУЩЕНИЕ ЭПОХИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ / Костяев (66,00 руб.)
РОССИЯ В МИРОВОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ / Короткий (66,00 руб.)
МЕДИАЛЬНОСТЬ РЕЦИПИЕНТА В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРАКТИКАХ АКТУАЛЬНОГО ИСКУССТВА / Вальковский (66,00 руб.)
ФЕНОМЕН АРТИСТИЗМА В ДИРИЖИРОВАНИИ / Каюков (66,00 руб.)
КОНЦЕПТЫ ФИТО— И ФЛОРОМОРФИЗМА В РУССКОМ МОДЕРНЕ / Байкова (66,00 руб.)
ПЕРВЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ ПИСЬМЕННЫЕ ПРОЕКТЫ ЦВЕТОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОРОДА / Грибер (66,00 руб.)
МЕСТО СТЕКЛОДЕЛИЯ В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / Грошкова (66,00 руб.)
НЕМЕЦКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ СТРУННЫХ СМЫЧКОВЫХ И ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В РОССИИ / Ломтев (66,00 руб.)
В.Д. ПОЛЕНОВ: «Я ВСЕГДА СТОЯЛ ЗА СОЗИДАНИЕ И УСТРОЙСТВО» / Горбатова (66,00 руб.)
ОТ СХЕМЫ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ» — К НОМОЛОГИЧЕСКИМ ЗАКОНАМ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ? / Полтавская (66,00 руб.)
ОСНОВЫ РЕСТАВРАЦИИ И КОНСЕРВАЦИИ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ / Зверев (66,00 руб.)
ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТОВ КУЛЬТУРЫ / Зверева (66,00 руб.)
РОЛЬ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ РОССИИ В КОНЦЕ XVIII — НАЧАЛЕ XIX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ Д.Н. БЛУДОВА) / Савицкая (66,00 руб.)
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА / Бочковская (66,00 руб.)
РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ПОЭТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ТЕКСТАХ В. ХОДАСЕВИЧА / Колесников (66,00 руб.)
«ДИВНЫЙ НОВЫЙ МИР» КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНЦЕПТ ЭПОХИ МЕЖДУ ДВУХ РУССКИХ РЕВОЛЮЦИЙ / Завельская (66,00 руб.)
ЦВЕТ ЗЛА: К ВОПРОСУ О РЕЛЯТИВНОСТИ ЦВЕТОВОГО КАНОНА В РУССКОМ СРЕДНЕВЕКОВОМ ИСКУССТВЕ / Кузнецова (66,00 руб.)
ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС. ЯЗЫК И ОБЩНОСТЬ / Шубаков (66,00 руб.)
РУССКАЯ ОПЕРА НА СЦЕНЕ БОЛЬШОГО ТЕАТРА: ИЗ МУЗЫКАЛЬНО- КРИТИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ П.И. ЧАЙКОВСКОГО / Ушуллу (66,00 руб.)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Требования к рукописям статей, поступающим в журнал «Обсерватория культуры» • Редакция принимает ранее не опубликованные статьи. <...> Журнал «Обсерватория культуры», издаваемый Российской государственной библиотекой с 2004 г., включен в новую редакцию (2010 г.) «Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук». <...> Индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» — 12141. информация к сведению авторов РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА ИНФОРМКУЛЬТУРА КУЛЬТУРЫ ОБСЕРВАТОРИЯ • ж у р н а л-о б о з р е н и е Всем, кто занимается историей, теорией или современным состоянием отечественной и зарубежной культуры, всем, кого интересует жизнь культуры и искусства в современном мире, их события, достижения, проблемы 2011 6 СОДЕРЖАНИЕ Состав Редакционного совета Федоров Виктор Васильевич председатель (Российская государственная библиотека) Веденин Юрий Александрович (Российский научноисследовательский институт культурного и природного наследия) Генисаретский Олег Игоревич (Институт философии РАН) Дианова Валентина Михайловна (Санкт-Петербургский государственный университет) Дуков Евгений Викторович (Государственный институт искусствознания) Егоров Владимир Константинович (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ) Зверева Галина Ивановна (Российский государственный гуманитарный университет) Любимов Борис Николаевич (Высшее театральное училище им. <...> М.С. Щепкина) Неретин Олег Петрович (Министерство культуры РФ) Орлова Эльна Александровна (Институт социальной и культурной антропологии Государственной академии славянской культуры) Разлогов Кирилл Эмильевич (Российский институт культурологии) Рубинштейн Александр Яковлевич (Институт экономики РАН) Сизова Елена Алексеевна (Государственная Дума РФ) Стернин Григорий <...>
Обсерватория_культуры_№6_2011.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.144
Стр.145
Стр.146
Стр.147
Стр.148
Стр.149
Стр.150
Обсерватория_культуры_№6_2011.pdf
Стр.1
Требования к рукописям статей, поступающим в журнал «Обсерватория культуры» • Редакция принимает ранее не опубликованные статьи. • При решении о публикации принимаются во внимание актуальность темы, четкая постановка исследуемой проблемы и логика ее решения. В статье должны быть представлены научные или прикладные результаты исследования, сделаны соответствующие выводы. • Редакция сообщает автору о решении редколлегии по поводу публикации в течение 2-х месяцев со дня регистрации рукописи в редакции. • Объем рукописей не должен превышать 35—40 тыс. знаков. Превышение объема может служить основанием для отказа в публикации. • Правила оформления статьи: рукописи принимаются по электронной почте в виде текстового файла в формате Word. Форматирование не допускается; оформление сносок и примечаний в пределах статьи должно быть единообразным. Желательна сплошная нумерация сносок. • Статья завершается списком литературы, составленным в порядке упоминания в тексте статьи. Ссылки на литературу в тексте даются в квадратных скобках, в которых помещается порядковый номер источника и номера страниц. • К рукописям прилагаются: резюме статьи объемом не более 400 знаков и список ключевых слов (не менее 8) на английском и русском языках; классификационные индексы ББК и УДК; сведения об авторе: фамилия, имя, отчество полностью; ученые степени и звания; должность и место работы. • Плата за публикацию статей не взимается. Материалы направляйте по адресу: aisnikl@rsl.ru — главному редактору Лаптевой Тамаре Ильиничне. Рады будем видеть вас в числе наших подписчиков. Журнал «Обсерватория культуры», издаваемый Российской государственной библиотекой с 2004 г., включен в новую редакцию (2010 г.) «Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук». Перечень сформирован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. № 227, действует с 01 января 2007 года. Издание рекомендовано Экспертным советом по философии, социологии и культурологии; Экспертным советом по филологии и искусствоведению. Индекс в Объединенном каталоге «Пресса России» — 12141. информация к сведению авторов
Стр.2
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА ИНФОРМКУЛЬТУРА КУЛЬТУРЫ ОБСЕРВАТОРИЯ • ж у р н а л-о б о з р е н и е Всем, кто занимается историей, теорией или современным состоянием отечественной и зарубежной культуры, всем, кого интересует жизнь культуры и искусства в современном мире, их события, достижения, проблемы 2011 6
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Состав Редакционного совета Федоров Виктор Васильевич председатель (Российская государственная библиотека) Веденин Юрий Александрович (Российский научноисследовательский институт культурного и природного наследия) Генисаретский Олег Игоревич (Институт философии РАН) Дианова Валентина Михайловна (Санкт-Петербургский государственный университет) Дуков Евгений Викторович (Государственный институт искусствознания) Егоров Владимир Константинович (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ) Зверева Галина Ивановна (Российский государственный гуманитарный университет) Любимов Борис Николаевич (Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина) Неретин Олег Петрович (Министерство культуры РФ) Орлова Эльна Александровна (Институт социальной и культурной антропологии Государственной академии славянской культуры) Разлогов Кирилл Эмильевич (Российский институт культурологии) Рубинштейн Александр Яковлевич (Институт экономики РАН) Сизова Елена Алексеевна (Государственная Дума РФ) Стернин Григорий Юрьевич (Государственный институт искусствознания) Тихонова Людмила Николаевна (Российская государственная библиотека) Трубочкин Дмитрий Владимирович (Государственный институт искусствознания) Флиер Андрей Яковлевич (Московский гуманитарный университет) © ФГБУ «Российская государственная библиотека», 2011 2 3 В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ in terris Г.А. Короткий. Россия в мировом культурном пространстве ........................... 42 явление А.В. Вальковский. Медиальность реципиента в художественных практиках актуального искусства ............................................................................ 47 В.А. Каюков. Феномен артистизма в дирижировании .................................... 51 2 КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ феномены культуры Д.Г. Трунов. Лики одиночества в культуре .................................................... 24 Г.Р. Хайдарова. Боль как сострадание. Проблема адекватного выражения боли .................................................................................... 29 Д.А. Севостьянов. «Тень»: мифологический образ и происхождение архетипа ...... 32 А.И. Костяев. Выражение «холодная культура» сталинизма как ощущение эпохи: история и современность ......................................... 37 1 КОНТЕКСТ В.Н. Гущина. Культура философии vs философия культуры ..............................4 Г.Н. Бибиков. Современная история: оксюморон или научная дисциплина? (часть вторая) .................................................. 12 А.Г. Краева. Стиль как форма интеграции науки и искусства в контексте проблемы рациональности ..................................................... 19 4 НАСЛЕДИЕ Е.В. Байкова, Н.С. Караваева. Концепты фито- и флороморфизма в русском модерне ............................................................................................... 56 Ю.А. Грибер. Первые европейские письменные проекты цветовой организации города ............................................................................... 61 Л.Г. Грошкова. Место стеклоделия в эллинистической культуре ...................... 65 Д.Г. Ломтев. Немецкие производители струнных смычковых и духовых инструментов в России ........................................................... 71 6/2011 ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Стр.4
Состав редакционной коллегии 5 ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ И.И. Горбатова. В.Д. Поленов: «Я всегда стоял за созидание и устройство» ..................................................................... 76 Главный редактор: Лаптева Тамара Ильинична Заместители главного редактора: Деева Ирина Алексеевна Обидин Александр Иванович Редакторы: Ветлицына Ирина Михайловна Гусейнова Нонна Михайловна 6 КАФЕДРА Е.И. Полтавская. От схемы понятия «социальный институт» — к номологическим законам в гуманитарных науках? ................................... 86 программы и методики В.В. Зверев. Основы реставрации и консервации памятников культуры ........... 91 Н.Ю. Зверева. Дискурсивный анализ текстов культуры .................................. 97 предзащита И.С. Савицкая. Роль культурного пространства в формировании личности государственного деятеля России в конце XVIII — начале XIX вв. (на примере Д.Н. Блудова) .................................................................... 102 В.И. Бочковская. Некоторые проблемы взаимодействия традиционной культуры и профессионального искусства ............................................... 105 Кураторы направлений: Орлова Эльна Александровна (Контекст. Культурная реальность) Дуков Евгений Викторович (В пространстве искусства и культурной жизни) Зверева Галина Ивановна (Кафедра) Дианова Валентина Михайловна (Наследие) Ответственный секретарь Дарья Хадеева Дизайн макета Виктор Малофеевский Предпечатная подготовка Отдел полиграфии РГБ Зам. нач. отдела Елена Девочкина Верстка Надежда Епифанова Технический редактор Наталия Соловьева Корректоры: Наталья Дедова, Александр Макаров Журнал зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации — ПИ № 7716687 от 10 ноября 2003 г. Издается с 2004 г. 7 ORBIS LITTERARUM С.А. Колесников. Развитие концепции поэтической личности в текстах В. Ходасевича ........................................................................ 108 Д.А. Завельская. «Дивный новый мир» как литературный концепт эпохи между двух русских революций ............................................................. 114 Е.А. Кузнецова. Цвет зла: к вопросу о релятивности цветового канона в русском средневековом искусстве ...................................................................... 118 Учредители: ФГБУ «Российская государственная библиотека» НИЦ Информкультура РГБ Издатель: ФГБУ «Российская государственная библиотека» Адрес Редакции: 119019, г. Москва, ул.Воздвиженка, д. 3/5 Тел./факс 6958312 Email: aisnikl@rsl.ru Рукописи, фотографии, рисунки не возвращаются Перепечатка материалов разрешается только по согласованию с редакцией, ссылка на журнал «Обсерватория культуры» обязательна Типография 8 СВЯЗЬ ВРЕМЕН А.Г. Шубаков. Принцип социального: культурологический дискурс. Язык и общность .................................................................................. 122 И.И. Ушуллу. Русская опера на сцене Большого театра: из музыкальнокритического наследия П.И. Чайковского ............................................... 135 6/2011 ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ Подписано в печать 27.12.11 Формат 60х90/8. Офсетная печать Усл. печ. л. 18,5. Уч.изд. л. 18,0 Гарнитура «OfficinaSains» Тираж 500 экз. Заказ Распространяется во всех регионах России и за рубежом. Подписка по Объединенному каталогу «Пресса России» (инд. 12141) и по заявкам, присланным в редакцию 3
Стр.5
CONTENTS 1 CONTEXT V. Gushchina. Culture of Philosophy vs Philosophy of Culture ..............................4 G. Bibikov. The Modern History: an Oxymoron or a Scientific Discipline? (Part Two) .......................................................... 12 A. Kraeva. Style as a Form of Art and Science Integration in the Context of the Rationality Problem ........................................................................ 19 2 CULTURAL REALITY D. Trunov. Faces of Loneliness in Culture ....................................................... 24 G. Khaydarova. Pain Considered as Compassion. The Problem of Adequate Expression of Pain ................................................................. 29 D. Sevostianov. Inversive Relations of Pair Personages in the Fiction Literature ........................................................................... 32 A.I. Kostyaev. Expression «cold culture of stalinism» as sense to the epoch: history and modernity ............................................................................. 37 3 IN SPACE OF ART AND CULTURAL LIFE in terries G. Korotky. Russia in the World-Wide Cultural Space ........................................ 42 Phenomenon A. Walkovsky. Recipient Mediality in Artistic Practice of Contemporary Art.......... 47 V. Kayukov. Phenomenon of Artistry in Conducting ......................................... 51 4 HERITAGE E. Baikova, N. Karavaeva. Concepts of Phyto- and Floramorphism in Russian Liberty Style ............................................................................ 56 J. Griber. The First European Written Projects of Colour Design in Urban Space ....................................................................................... 61 L. Groshkova. Glassmaking in the Ancient Culture of West Asia .......................... 65 D. Lomtev. The German Bow Stringed and Wind-Instrument Makers in Russia ............................................................................................... 71 142 6/2011 ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Стр.144
5 NAMES. PORTRAITS I. Gorbatova. V.D. Polenov: “I have always Stood for the Creation and Device” ........................................................................................... 76 6 CHAIR H. Poltavskaya. From the Scheme of Concept of “Social Institution” — to Nomological Laws in Humanities? .......................................................... 86 programs and methods V. Zverev. Foundations of Restoration and Preservation of Cultural Monuments ............................................................................ 91 N. Zvereva. Discursive analysis of cultural texts .............................................. 97 Before Defending a Thesis I. Savitskaya. The Role of Cultural Space in Shaping the Personality of a Statesman of Russia in the late XVIII and the early XIX century (D.N. Bludov as an example) ................................................................... 102 V. Bochkovskaya. Traditional Culture and Professional Art: Problems of Interaction ......................................................................... 105 7 ORBIS LITTERARUM S. Kolesnikov. Development of the Concept of Poetic Identity in V. Khodasevich’s Texts ........................................................................ 108 D. Zavelskaya. «Brave New World» as Literary Concept between two Russian Revolutions ......................................................................................... 114 E. Kuznetzova. The Colour of Evil: the Problem of Colour Canon Relativity in Russian Medieval Art .......................................................................... 118 8 JOINT OF TIME A. Shubakov. Principle of Social Existence: Cultural Studies Discourse. Language and Community ...................................................................... 122 I. Ushullu. Russian Opera at the Bolshoi Theatre: from the Musical-Critical Heritage of P.I. Tchaikovsky .................................. 135 6/2011 ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 143
Стр.145
SUMMARIES Culture of Philosophy vs Philosophy of Culture (by Vera Gushchina) considers the culture of philosophy as a sphere of professional activity and as a social institution taking as an example the US philosophical community organization and its gender culture. The methodological basis of the study is the principles of the constitution of the discourse of Foucault. Keynote words: culture of philosophy, philosophical discourse, gender, philosophy as a social institution, infrastructure of philosophy. The Modern History: an Oxymoron or a Scientific Discipline? (Part Two) (by Grigory Bibikov) considers the basic approaches developed by modern Western historiography with regard to the possibility of knowledge and the scientific study of the recent past. The article concerns such issues as the chronology of modern history, the ability to write stories without archival materials in a substantial increase in the source base, and the politicization and the subjectivity as an obstacle to scientific analysis, interdisciplinary aspect of the study of modern history. Keynote words: modern history, historical methodology, cultural history, the Western European historiography. Style as a Form of Art and Science Integration in the Context of the Rationality Problem (by Alexandra Kraeva) expounds some research work results carrying out in revelation of epistemological correspondence between science and art in the context of historical type of rationality, art styles, and scientific paradigms changing. It is going to be illustrated in this article with the music art data, as the knowledge about the music since ancient times had an evident tendency: the realization that the foregoing kind of art has closest links with science grounding European musicology in its origins. Keynote words: thinking style, art style, epistemology of art, cognitive processes in art, paradigm, rationality, epistemic community, art theoretical system. Faces of Loneliness in Culture (by Dmitry Trunov) considers loneliness as a cultural phenomenon, performing certain social and psychological functions. In this connection the following forms of loneliness are described: punishing, protecting, aesthetic, calming, and healing. Keynote words: loneliness, isolation, solitude, loneliness functions, the Western and the Eastern loneliness. Pain Considered as Compassion. The Problem of Adequate Expression of Pain (by Gulnara Khaydarova) examines the problems of pain which exists as always actual in every culture, and every time presents its proper ideas of this phenomenon. Therefore the analysis of pain conceptions in certain cultural context illuminates the society itself, sets the scale of its humanity, rationality, civilization. The main problem in the investigation of pain as cultural phenomenon is the possibility of information and communication about pain. This problem is closely connected with the formation of victim figure in the society and also with the institutionalization of forms and modes of compassion expressions. Keynote words: pain as cultural phenomenon, pain communication, victim, labour, compassion. Inversive Relations of Pair Personages in the Fiction Literature (by Dmitry Sevostianov) deals with the philosophical analysis of mythological image of «shadow» and the origin of its archetype. Relations of «figure» and «shadow» are showed as a functional structure, as a manifestation of the inversive attitude in hierarchical system. Keynote words: «shadow» as a mythological image, archetype, hierarchy, inversion, organizational principle. Expression «Cold Culture of Stalinism» as Sense to the Epoch: History and Modernity (by Alexander Kostyaev) brief analysis of expression «cold culture» in cultural and philosophies sciences is given. The special attention is turned on structures with properties of «cold culture» and stalinism. The author sums up the results of the study of the most important components of stalinism — old and new cultural sense. Keynote words: «could culture», man, society, meaning, image, world history, epoch, Stalinism. Russia in the World-Wide Cultural Space (by Gennady Korotky) examines the issues related to determining the place of Russian culture in the emerging universal cultural space in a globalizing world. Keynote words: Russian culture, cultural globalization, cultural values, cultural identity, originality, national character. Recipient Mediality in Artistic Practice of Contemporary Art (by Anton Walkovsky) analyzes the problem of transformation of models of artistic reception and the change of the role of recipient in art in the second half of XX century. Keynote words: artistic reception, parergon, minimalism, «extended situation», mediality, involvement, participation.
Стр.146
Phenomenon of Artistry in Conducting (by Valery Kayukov) examines conducting activity from the philosophical and cultural positions through the phenomenon of artistry. Artistic component in the conductor’s work is an important component part of successful conducting activity. Keynote words: artistry, actor, conductor, conducting activity, phenomenology, concert, show. Concepts of Phyto- and Floramorphism in Russian Liberty Style (by Ekaterina Baikova, Natalia Karavaeva) deals with phytomorphic images and structure as a whole system of image modeling methods in culture. It makes an attempt to create a specialized method of philosophic and cultural analysis of material culture samples review through the prism of wildlife everyday images. Floramorphic images are considered as a component of phytomorphic. Keynote words: image-bearing system, phytomorphism, floramorphism, Russian Art-Nouveau, capital architecture, provincial architecture. The First European Written Projects of Colour Design in Urban Space (by Julia Griber) examines the first European written projects of colour design in urban space. It analyzes the theoretical bases of colouring, stated by F.C. Schmidt in his book «Der b rgerliche Baumeister» (1790, Germany). It also characterize attempts of management of colour design in urban space undertaken in the XVIII – at the beginning of the XIX century by municipality of Paris (France), Council of Turin (Italy), Builders Commission (Russia). Keynote words: city colouring, colour, architecture, colour city plan, colour design of urban space; written project; chromatic map, colour palette of the city. Glassmaking in the Ancient Culture of West Asia (by Luybov Groshkova) represents a brief study of general aspects connected with the development of the glassmaking as an essential part of the culture of the civilization in Ancient Greece. The cultural aspects of glassware and its place in the ancient Hellenistic society are subject to detailed analysis in the context of the evolution of ancient crafts and arts, with reference to relevant works of leading glassmaking historians in Russia and abroad. Keynote words: Ancient Greece, Phoenicia, applied art, history, cultural studies, crafts, glass, glassmaking. The German Bow Stringed and Wind-Instrument Makers in Russia (by Denis Lomtev) deals with the activities of German bow stringed and wind-instrument makers in Russia prior to 1917, and analyzed on the basis of little-known sources from the Russian musical historiography and the instruments still intact. Particular attention is focused on the commercial strategy of Julius Heinrich Zimmermann. Keynote words: bow stringed instrument making, wind-instrument making, Russian Germans, Ferdinand K lbel, Anatol Lehmann, Julius Heinrich Zimmermann. V.D. Polenov: “I have always Stood for the Creation and Device” (by Irina Gorbatova) considers the social and educational activities of the outstanding Russian painter Vasily Dmitrievich Polenov, a member of the Association of the Wanderers, active member of the Moscow Society of Lovers of Fine Arts, the creator of a public museum in the countryside, the head section of folk theater. Keynote words: V.D. Polenov, social activities, enlightenment, amateur theatre, Community Adult Education Society, Section facilitating factory and village theaters, S.I. Mamontov, Museum Estate Polenovo. From the Scheme of Concept of “Social Institution” – to Nomological Laws in Humanities? (by Helena Poltavskaya) attempts to detect the essence of the concept “organization/institution” with the help of constructivist ideas. To achieve this it is proposed to select the most accurate definition and build on its base theoretical framework. Visualization of the logic scheme, that is fixed in the definition of the term “organization/institution”, allows refining this particular concept and comparing it with the concept of “social institution”. The scheme, proposed the concept of “social institution””, focuses on the quality of actors who come together in a social relationship. The detailed scheme of “social institution” is the basis for the formulation of nomological laws in the sciences of document and communication sector. Keynote words: social institution, organization, institution, constructivism, construct, theoretical scheme, system, definition, concept. Foundations of Restoration and Preservation of Cultural Monuments (by Vladimir Zverev) is the program for the preparation of an academic discipline in the direction of 035 400 “History of Art”. Qualification (degree) graduate – Bachelor / History Faculty of Moscow State University, Department of History of the domestic arts. Keynote words: cultural monuments, restoration, preservation, theory, practice, methods of conservation and restoration works, standards, discipline program. Discursive analysis of cultural texts (by Natalia Zvereva) is a program of discipline “Discourse analysis of cultural texts”, that is intended for the students of magistracy. This discipline provides the students the theoretical knowledge and experience of discourse analysis, wich they can use in research work. In this course of study we consider interconnection
Стр.147
between language and culture. Discourse analysis integrates the important trends in the humanities of the 20th century. It is basic knowledge for the students of Humanities in the context of linguistic “turn”. Keynote words: educational program, holder of a master’s degree, cultural text, discoursive analysis. The Role of Cultural Space in Shaping the Personality of a Statesman of Russia in the late XVIII and the early XIX century (D.N. Bludov as an example) (by Irina Savitskaya) describes influence of noble family, the role of woman (Bludov’s mother) and well-known poets of XVIII century (among them Bludov’s uncle G..R. Derzhavin) on the process of cultural upbringing of future Russian statesman. Keynote words: statesman, shaping the personality, family as the microstructure, the status of a person, a system of personal relationships, D.N. Bludov, G.R. Derzhavin, cultural traditions of the XVIII century. Traditional Culture and Professional Art: Problems of Interaction (by Vera Bochkovskaya) deals with interrelation of such concepts as “traditional culture” and “professional art”. The theorists of folk art still have no consensus on the problem of correlation of folk and professional art. Keynote words: traditional culture, tradition, innovation, folk art, professional art, art of crafts, decorative and applied art, stylization. Development of the Concept of Poetic Identity in V. Khodasevich’s Texts (by Sergei Kolesnikov) considers the basic stages of development of V. Khodasevich;s creativity, defines the originality of his poetry, its place in the Silver age literature. In the center of attention of the author – a problem of transition of V. Khodasevich from poetry to prose, judgment of essence of the creative person and the poetry maintenance, and also definition of results of V. Khodasevich’s activity as a literary critic. Keynote words: V.F. Khodasevich, Silver Age, problem of poetic outcome, literary criticism, concept of the creative person. «Brave New World» – as Literary Concept between two Russian Revolutions (by Daria Zavelskaya) focuses on a particular special type of historicism in art system of Russian writers of the early XX century, its association with the style, imagery, perception of space and time, psychological pattern of their works. Keynote words: realism, myth, image, historicism, utopia, Nietzsche, eschatology, chiliasm, “Knowledge”, Gorky, Kuprin, Gusev-Orenburgskij. The Colour of Evil: the Problem of Colour Canon Relativity in Russian Medieval Art (by Evgeniya Kuznetzova) considers the conception of canon as an polysemantic phenomenon, that interacts with the conceptions of tradition, norms of arts, etiquette, style, genre. The main features of the art’s canon (in it’s contemporary meaning) are the world outlook, standard character, some relevant functions, relativity. Keynote words: art’s canon, relativity systems of proportions, art practice, normative character of art, invariant, art creation, tradition, style, genre, etiquette, reflection of art. Principle of Social Existence: Cultural Studies Discourse. Language and Community (by Alexis Shubakov) proceeds from the recognition of the fact that social mutual understanding consists of the same mechanics of individual content placement which form common identity of society members that is expressed in unanimity. The individual here is the final interpreter of the required identity. However, the actual appropriation of the integral forces of unity and community assumes the existence of social intelligence and cultural behavior in the individual. The individual must generate names and words - significations of desirable social existence, which transform the human being itself and prospects of his or her being in the world. Keynote words: society, language, community, social compulsion, intelligent perception, presence, appropriation. Russian Opera at the Bolshoi Theatre: from the Musical-Critical Heritage of P.I. Tchaikovsky (by Ilya Ushullu) describes the history of Russian opera stagings at the Bolshoi Theater, which is embodied in the musical-critical heritage of P.I. Tchaikovsky. The views of the composer on the state of Russian opera in the period of the 70s of XIX century are also considered, as well as his attitude to the soloists, chorus, orchestra, and activities of the theater administration. The contribution of P.I. Tchaikovsky to the formation of special attention to Russian opera as a national heritage is noted too. Keynote words: the Russian Opera, Bolshoi Theatre, P.I. Tchaikovsky, musical-critical heritage, staging, performing arts.
Стр.148
АВТОРЫ НОМЕРА Байкова Екатерина Владимировна, кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии Саратовского государственного технического университета E-mail: baik@san.ru Бибиков Григорий Николаевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра «История России в XIX—начале XX века» E-mail: bibikoff@yahoo.com Бочковская Вера Игоревна, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории художественной культуры Алтайской государственной академии культуры и искусств E-mail: pav@altrdu.so-ups.ru Вальковский Антон Васильевич, старший преподаватель кафедры теории и истории культуры Волгоградского государственного социально-педагогического университета E-mail: walkowsky@yahoo.com Горбатова Ирина Иосифовна, ведущий научный сотрудник НИЦ Информкультура Российской государственной библиотеки E-mail: aisnikl@rsl.ru Грибер Юлия Александровна, кандидат философских наук, доцент, декан факультета иностранных языков Смоленского государственного университета E-mail: julia_griber@mail.ru Грошкова Любовь Германовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Художественное стекло» Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова E-mail: ngroshkov@gmail.com Гущина Вера Николаевна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры культурологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета E-mail: vgushchina@mail.ru Завельская Дарья Александровна, кандидат филологических наук, докторант Института мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук E-mail: arz@mail.ru Зверев Владимир Владимирович, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова E-mail: vv_zverev@mail.ru Зверева Наталья Юрьевна, кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры теории и истории Российского государственного университета дружбы народов E-mail: zv_nat@mail.ru Караваева Наталья Сергеевна, соискатель кафедры культурологии Саратовского государственного технического университета E-mail: baik@san.ru Каюков Валерий Анатольевич, кандидат философских наук, преподаватель Казанского государственного университета культуры и искусств E-mail: kauk2@rambler.ru Колесников Сергей Александрович, кандидат филологических наук, доцент кафедры теологии социально-теологического факультета Белгородского государственного университета E-mail: SKolesnikov@bsu.edu.ru Костяев Александр Иванович, кандидат философских наук, преподаватель Колледжа искусств (г. Химки Московской области) E-mail: kostyaev@bk.ru
Стр.149
Короткий Геннадий Анатольевич, старший преподаватель Московского государственного областного университета E-mail: korotky_trinity@mail.ru Краева Александра Геннадьевна, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии факультета гуманитарных наук и социальных технологий Ульяновского государственного университета E-mail: kraevalex@list.ru Кузнецова Евгения Александровна, аспирант Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ МК РФ) E-mail: vgeniya@rambler.ru Ломтев Денис Германович, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Института немецкой музыкальной культуры в Восточной Европе (Бонн) E-mail: degelo@mail.ru Полтавская Елена Игоревна, кандидат педагогических наук, заведующая отделом хранения Научной музыкальной библиотеки им. С.И. Танеева Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского E-mail: poltavskaya.elen@gmail.com Савицкая Ирина Сергеевна, аспирант кафедры истории факультета социологии, экономики и права Московского педагогического государственного университета E-mail: ikisha@bk.ru Севостьянов Дмитрий Анатольевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры педагогики и психологии Новосибирского государственного медицинского университета E-mail: dimasev@ngs.ru Трунов Дмитрий Геннадьевич, кандидат философских наук, доцент кафедры общей и клинической психологии Пермского государственного университета E-mail: runoff@hotmail.ru Ушуллу Илья Ильич, аспирант кафедры «академическое пение» Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского E-mail: ushullu@list.ru Хайдарова Гульнара Равилевна, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Центра медиафилософии, докторант кафедры культурологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета E-mail: khaidarova@rambler.ru Шубаков Алексей Геннадиевич, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник НИЦ Информкультура Российской государственной библиотеки E-mail: aisnikl@rsl.ru
Стр.150