Д.Г. ТРУНОВ ЛИКИ ОДИНОЧЕСТВА В КУЛЬТУРЕ Одиночество рассматривается как культурный феномен, выполняющий определенные социальные и психологические функции. <...> В связи с этим описываются следующие формы одиночества: наказующее, оберегающее, эстетизированное, умиротворяющее и исцеляющее. <...> С древнейших времен одиночество вообще и одинокий человек в частности воспринимались чаще отрицательно, нежели положительно. <...> Прежде всего начинают различаться внешний и внутренний аспекты: с одной стороны, можно говорить о ситуации одиночества, или обстоятельствах, при которых человек оказался один, вне окружения близких ему людей (или людей вообще), а с другой — о состоянии одиночества, т. е. о чувствах и ощущениях одинокого человека. <...> В языке этому многообразию форм одиночества соответствуют различные слова. <...> Так, например, «уединение» означает добровольный уход, а «изоляция» — вынужденное отдаление; «изгой» — это «человек, отвергнутый обществом», а «отшельник» —человек, «чуждающийся других», сам бегущий от общества. <...> В слове «отчужденный» слышится «внутреннее отдаление» и «погружение в себя», а в словах «покинутый» и «заброшенный» — реальное отдаление1 . <...> В одиночестве видели некую опасность как для самого человека, так и для всего общества (рода), а одинокий человек в этом случае мог считаться нарушителем государственных законов. <...> Так, в Древних Афинах супружество считалось одной из главных обязанностей гражданина, общественное мнение принуждало мужчин обзаводиться семьями, поскольку «одинокие люди, холостяки не пользовались тем уважением, каким окружали людей женатых и имеющих детей», а в Спарте агамия (безбрачие) даже наказывалась «атимией» (лишением чести) или крупным штрафом за уклонение от своих гражданских обязанностей [2, c. <...> В некоторых культурах были зафиксированы обряды публичного осуждения и высмеивания неженатых парней и незамужних девушек (а также холостяков): у австрийских крестьян их <...>