И.С. САВИЦКАЯ РОЛЬ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ РОССИИ В КОНЦЕ XVIII — НАЧАЛЕ XIX ВВ. <...> БЛУДОВА) Рассматривается влияние культурной среды, окружающей человека, на формирование его личности и ценностных установок на примере жизни и деятельности Д.Н. Блудова (1785–1864) – видного и вместе с тем типичного представителя просвещенной бюрократической российской элиты. <...> Ключевые слова: государственный деятель, формирование личности, семья как микроструктура, статус человека, система личных взаимоотношений, Д.Н. Блудов, Г.Р. Державин, культурные традиции XVIII века. зучение процесса формирования личности государственного деятеля и рассмотрение социокультурных условий его развития во многом объясняет последующую мотивацию и природу его поступков и направленности усилий, в случае с Д.Н. Блудовым – одновременно в сферах государственной, общественной и литературной. <...> Культурное пространство второй половины XVIII — первой четверти XIX века порождало удивительную для того времени особую типичность. <...> Образованные дворяне начала XIX столетия, к числу которых причислял себя и Блудов, «делили свою службу между искусством и государственной службой». <...> Окружение, в котором рос будущий государственный деятель, безусловно, содействовало развитию культуры личности, в том числе языковых и литературных предпочтений, формировало вкус и одновременно предоставляло возможность собственного видения. <...> В судьбе Дмитрия Николаевича Блудова определяющую роль сыграло то обстоятельство, что в период его детства, отрочества и юности самое непосредственное участие в нем принимали его родственники: поэт и государственный деятель Г.Р. Державин; поэт, драматург и театральный деятель В.А. Озеров. <...> Близкие семье люди, прежде всего Каменские, в том числе фельдмаршал граф Н.М. Каменский (1771—1811)1 , ученик А.В. Суворова, позднее ставший родственником Блудова, содействовал его «социальному лифту», продвижению <...>