КУЗНЕЦОВА ЦВЕТ ЗЛА: К ВОПРОСУ О РЕЛЯТИВНОСТИ ЦВЕТОВОГО КАНОНА В РУССКОМ СРЕДНЕВЕКОВОМ ИСКУССТВЕ Рассматривается концепция цветового канона как полисемантичного феномена, находящегося во взаимодействии с понятиями традиции, художественной нормы, этикета, стиля и жанра. <...> Выделяются основные черты художественного канона в его современном понимании: мировоззренческий характер, нормативность, наличие определенных функций, релятивность. <...> Ключевые слова: художественный канон, релятивность, системы пропорций, художественная практика, нормативность искусства, инвариант, художественное творчество, традиция, стиль, жанр, этикет, рефлексия искусства. редневековое русское искусство являет собой пример искусства канонического. <...> Глобальный символизм, характерный для духовной культуры Средневековья в целом, предопределил необходимость кодификации всех составляющих произведения искусства. <...> Однако, предпринимая попытку исследования цветового канона, исследователь сталкивается с известным парадоксом. <...> Греческие Отцы Церкви, в первую очередь Блаженный Августин, Дионисий Ареопагит и Максим Исповедник, проповедовали многоуровневый подход к прочтению священных текстов и пониманию всех произведений церковного искусства. <...> Казалось бы, при всем этом византийские мыслители должны были создать развернутые толкования символических значений цвета. <...> Те сочинения, где все же упоминается цветовая символика, раскрывают фактически лишь контекстуально зависимые ее значения. <...> В связи с пророчеством Захарии он упоминает о цвете коней [2, с. <...> Они образуют то поле инвариантов, из которого средневековый художник выбирал необходимые ему в данном конкретном случае символы. <...> 118 6/2011 На первом уровне символики все цвета рассматриваются как эманация Бога, как производные Божественного света, то есть они имеют заведомо высокие и положительные значения. <...> Весь мир становится полем действия всеохватывающей символизации <...>