Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 593206)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.
Обсерватория культуры

Обсерватория культуры №3 2010 (220,00 руб.)

0   0
Страниц150
ID279528
Аннотация«Обсерватория культуры» — многопрофильный журнал, предназначенный для отражения бытования не какой-либо одной области культуры, но культурного процесса во всем его многообразии, всех срезов культурной жизни общества. Доступность изложения помогает понять специфику и характер современных социокультурных процессов самому широкому кругу читателей. Театр и музыка, изобразительное искусство и кино, литература и архитектура, культурное наследие, музеи и библиотеки, культурный досуг и туризм — все эти сферы культуры находят свое место на страницах журнала, создавая, тем самым, целостное информационное поле культуры.
Обсерватория культуры .— 2004 .— 2010 .— №3 .— 150 с. — URL: https://rucont.ru/efd/279528 (дата обращения: 17.08.2022)

Также для выпуска доступны отдельные статьи:
КОНЦЕПЦИЯ «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ» И СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ / Красноярова (66,00 руб.)
ДУХОВНОЕ КАК ИСТОЧНИК КУЛЬТУРЫ И ПРОТОТИПИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ / Зыкова (66,00 руб.)
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: КУЛЬТУРНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ / Музалевская (66,00 руб.)
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: ПОГРУЖЕНИЕ В ВИРТУАЛЬНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ / Волошинов (66,00 руб.)
О ЧЕМ «ЩЕБЕЧЕТ» ТВИТТЕР: ОПЫТ ПРОЯСНЕНИЯ НОВОЙ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ПАРАДИГМЫ / Савицкая (66,00 руб.)
ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МЕСТНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА / Ильяева (66,00 руб.)
«СТАЛИНЛЕНД» НА РОДИНЕ ЧЮРЛЁНИСА / Горбатова (66,00 руб.)
ВЫСШИЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ НАГРАДЫ ЗА СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ — 2009: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ / Барышева (66,00 руб.)
«ОТЧАЯНИЕ»: МЕТАФОРА ЛИТЕРАТУРЫ ИЛИ ЭЙДОС КИНО? / Савченкова (66,00 руб.)
ПЕСНЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН / Дружкин (66,00 руб.)
ОБРАЗ СТОПЫ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ (ТАНЕЦ И ФОТОГРАФИЯ): ЛЕКЦИЯ К КУРСУ «ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА В ИСКУССТВЕ» / Савчук (66,00 руб.)
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ СТРОИТЕЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКЕ / Петрова (66,00 руб.)
КЕРАМИЧЕСКИЕ ИКОНОСТАСЫ В РУССКОЙ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЕ / Ткаченко (66,00 руб.)
МИХАИЛ ЧЕХОВ И КРИПТОРЕЛИГИОЗНЫЕ ПРОЦЕССЫ ВО 2-м МХАТе / Шиянов (66,00 руб.)
ИТАК, РАВЕЛЬ, ТАНЦУЕМ БОЛЕРО! / Онуфриенко (66,00 руб.)
МЕЖДУ НАУКОЙ И ИСКУССТВОМ: РОССИЙСКОЕ МУЗЫКОВЕДЕНИЕ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН / Букина (66,00 руб.)
КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ / Инкижекова (66,00 руб.)
ТОПОЭКФРАСИС РОССИЙСКИХ СТОЛИЦ В КНИГЕ ЖЕРМЕНЫ ДЕ СТАЛЬ «ДЕСЯТЬ ЛЕТ В ИЗГНАНИИ» / Моисеенко (66,00 руб.)
ОБРАЗЫ ЛЕНИНГРАДА И СОВЕТСКОЙ РОССИИ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАМФЛЕТАХ ЛУИ-ФЕРДИНАНДА СЕЛИНА / Ватолина (66,00 руб.)
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ИЗДАТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ КНИГ И РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ ВО ФРАНЦИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА / Сеславинский (66,00 руб.)
КУЛЬТУРА КИТАЯ: ЛЕКЦИИ К КУРСУ «ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ» / Солонин (66,00 руб.)
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИ-БИОГРАФИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ В ИСТОРИИ РАЦИОНАЛЬНОЙ НАУКИ XVII ВЕКА / Степанов (66,00 руб.)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Журнал «Обсерватория культуры», издаваемый Российской государственной библиотекой с 2004 г., включен в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук». <...> Obl.inddlOb .indd 2 28.05.2010 12:04:03 28.05.2010 12:04:03 информация к сведению авторов РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА ИНФОРМКУЛЬТУРА КУЛЬТУРЫ ОБСЕРВАТОРИЯ • ж у р н а л-о б о з р е н и е Всем, кто занимается историей, теорией или современным состоянием отечественной и зарубежной культуры, всем, кого интересует жизнь культуры и искусства в современном мире, их события, достижения, проблемы 2010 3 СОДЕРЖАНИЕ Состав Редакционного совета Федоров Виктор Васильевич председатель (Российская государственная библиотека) Веденин Юрий Александрович (Российский научноисследовательский институт культурного и природного наследия) Генисаретский Олег Игоревич (Институт философии РАН) Дианова Валентина Михайловна (Санкт-Петербургский государственный университет) Дуков Евгений Викторович (Государственный институт искусствознания) Егоров Владимир Константинович (Российская академия государственной службы при Президенте РФ) Зверева Галина Ивановна (Российский государственный гуманитарный университет) Любимов Борис Николаевич (Высшее театральное училище им. <...> Образ стопы в современном искусстве (танец и фотография): лекция к курсу «Эпистемология визуального образа в искусстве» . <...> 68 3/2010 ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 3 В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ in terris И.И. Горбатова. <...> Духовное как источник культуры и прототипическое основание межкультурного общения . <...> О чем «щебечет» Твиттер: опыт прояснения новой социальнокоммуникативной парадигмы . <...> Санкт-Петербургское городское управление на Международной строительно-художественной выставке . <...> Михаил Чехов и крипторелигиозные процессы во 2-м МХАТе . <...> Культурная реальность) Дуков <...>
Обсерватория_культуры_№3_2010.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.142
Стр.143
Стр.144
Стр.145
Стр.146
Стр.147
Стр.148
Стр.149
Стр.150
Обсерватория_культуры_№3_2010.pdf
Obl.inddlOb .indd 1 28.05.2010 12:04:03 28.05.2010 12:04:03
Стр.1
Требования к рукописям статей, поступающим в журнал «Обсерватория культуры» • Редакция принимает ранее не опубликованные статьи. • При решении о публикации принимаются во внимание актуальность темы, четкая постановка исследуемой проблемы и логика ее решения. В статье должны быть представлены научные или прикладные результаты исследования, сделаны соответствующие выводы. • Редакция сообщает автору о решении редколлегии по поводу публикации в течение 2-х месяцев со дня регистрации рукописи в редакции. • Объем рукописей не должен превышать 35—40 тыс. знаков. Превышение объема может служить основанием для отказа в публикации. • Правила оформления статьи: рукописи принимаются по электронной почте в виде текстового файла в формате Word. Форматирование не допускается; оформление сносок и примечаний в пределах статьи должно быть единообразным. Желательна сплошная нумерация сносок. • Статья завершается списком литературы, составленным в порядке упоминания в тексте статьи. Ссылки на литературу в тексте даются в квадратных скобках, в которых помещается порядковый номер источника и номера страниц. • К рукописям прилагаются: резюме статьи объемом не более 400 знаков и список ключевых слов (не менее 8) на английском и русском языках; классификационные индексы ББК и УДК; сведения об авторе: фамилия, имя, отчество полностью; ученые степени и звания; должность и место работы. • Плата за публикацию статей не взимается. Материалы направляйте по адресу: aisnikl@rsl.ru — главному редактору Лаптевой Тамаре Ильиничне или newa_em@mail.ru — ответственному секретарю Михайловой Евгении Валентиновне. Рады будем видеть вас в числе наших подписчиков. Журнал «Обсерватория культуры», издаваемый Российской государственной библиотекой с 2004 г., включен в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук». Перечень, сформированный Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2006г. N 227, вводится в действие с 01 января 2007 года. Издание рекомендовано Экспертным советом по философии, социологии и культурологии; Экспертным советом по филологии и искусствоведению. Индекс в объединенном каталоге «Пресса России» — 12141. Obl.inddlOb .indd 2 28.05.2010 12:04:03 28.05.2010 12:04:03 информация к сведению авторов
Стр.2
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА ИНФОРМКУЛЬТУРА КУЛЬТУРЫ ОБСЕРВАТОРИЯ • ж у р н а л-о б о з р е н и е Всем, кто занимается историей, теорией или современным состоянием отечественной и зарубежной культуры, всем, кого интересует жизнь культуры и искусства в современном мире, их события, достижения, проблемы 2010 3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Состав Редакционного совета Федоров Виктор Васильевич председатель (Российская государственная библиотека) Веденин Юрий Александрович (Российский научноисследовательский институт культурного и природного наследия) Генисаретский Олег Игоревич (Институт философии РАН) Дианова Валентина Михайловна (Санкт-Петербургский государственный университет) Дуков Евгений Викторович (Государственный институт искусствознания) Егоров Владимир Константинович (Российская академия государственной службы при Президенте РФ) Зверева Галина Ивановна (Российский государственный гуманитарный университет) Любимов Борис Николаевич (Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина) Неретин Олег Петрович (Министерство культуры РФ) Орлова Эльна Александровна (Институт социальной и культурной антропологии Государственной академии славянской культуры) Разлогов Кирилл Эмильевич (Российский институт культурологии) Рубинштейн Александр Яковлевич (Институт экономики РАН) Сизова Елена Алексеевна (Государственная Дума РФ) Стернин Григорий Юрьевич (Государственный институт искусствознания) Тихонова Людмила Николаевна (Российская государственная библиотека) Трубочкин Дмитрий Владимирович (Государственный институт искусствознания) Флиер Андрей Яковлевич (Московский гуманитарный университет) © ФГБУ «Российская государственная библиотека», 2010 2 4 НАСЛЕДИЕ В.В. Савчук, О.А. Сорокина. Образ стопы в современном искусстве (танец и фотография): лекция к курсу «Эпистемология визуального образа в искусстве» ............................................................................... 68 3/2010 ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 3 В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ in terris И.И. Горбатова. «Сталинленд» на родине Чюрлёниса .................................... 46 досье культурной политики Высшие европейские награды за сохранение культурного наследия — 2009: подведение итогов и планы на будущее .................................................... 53 явление Н.М. Савченкова. «Отчаяние»: метафора литературы или эйдос кино? ............ 59 Ю.С. Дружкин. Песня как социокультурный феномен .................................... 63 2 1 КОНТЕКСТ О.В. Красноярова. Концепция «экзистенциальной коммуникации» и современная ситуация ..........................................................................4 И.В. Зыкова. Духовное как источник культуры и прототипическое основание межкультурного общения ........................................................................ 11 И.М. Музалевская. Стратегическая деятельность: культурное измерение ......... 17 КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ А.В. Волошинов, Я.А. Кирсанов. Постиндустриальная культура: погружение в виртуальную реальность ..................................................... 24 Т.Е. Савицкая. О чем «щебечет» Твиттер: опыт прояснения новой социальнокоммуникативной парадигмы .................................................................. 33 И.А. Ильяева, С.Н. Жирякова. Традиции и новации как фактор развития интеллектуального потенциала местного территориального сообщества ....... 41
Стр.4
Состав редакционной коллегии Л.И. Петрова. Санкт-Петербургское городское управление на Международной строительно-художественной выставке ..................................................... 76 Н.Н. Ткаченко. Керамические иконостасы в русской храмовой архитектуре ..... 78 Главный редактор: Лаптева Тамара Ильинична Заместители главного редактора: Деева Ирина Алексеевна Обидин Александр Иванович Редакторы: Ветлицына Ирина Михайловна Гусейнова Нонна Михайловна 5 ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ М.В. Шиянов. Михаил Чехов и крипторелигиозные процессы во 2-м МХАТе ......................................................................................... 86 Г.Ф. Онуфриенко. Итак, Равель, танцуем болеро! ......................................... 94 Кураторы направлений: Орлова Эльна Александровна (Контекст. Культурная реальность) Дуков Евгений Викторович (В пространстве искусства и культурной жизни) Зверева Галина Ивановна (Кафедра) Дианова Валентина Михайловна (Наследие) Ответственный секретарь Евгения Михайлова Дизайн макета Виктор Малофеевский 6 КАФЕДРА Т.В. Букина. Между наукой и искусством: российское музыковедение как институциональный феномен ........................................................... 100 лекции по культурологии М.С. Инкижекова. Культурфилософский анализ этнокультурной динамики ............................................................................................ 107 Предпечатная подготовка отдел полиграфии РГБ Зав. отделом Мария Строганова Верстка Надежда Епифанова Технический редактор Наталия Соловьева Корректоры: Александр Макаров, Татьяна Михантьева Журнал зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации — ПИ № 7716687 от 10 ноября 2003 г. Издается с 2004 г. 7 ORBIS LITTERARUM В.А. Моисеенко. Топоэкфрасис российских столиц в книге Жермены де Сталь «Десять лет в изгнании» ............................................. 112 Ю.В. Ватолина. Образы Ленинграда и Советской России в политических памфлетах Луи-Фердинанда Селина ....................................................... 116 М.В. Сеславинский. Исторический орнамент взаимоотношений издателей детских книг и русских художников во Франции в первой половине ХХ века .................................................................... 120 Учредители: ФГБУ «Российская государственная библиотека» НИЦ Информкультура РГБ Издатель: ФГБУ «Российская государственная библиотека» Адрес Редакции: 119019, г. Москва, ул.Воздвиженка, д. 3/5 Тел./факс 6958312 Email: aisnikl@rsl.ru Рукописи, фотографии, рисунки не возвращаются Перепечатка материалов разрешается только по согласованию с редакцией, ссылка на журнал «Обсерватория культуры» обязательна Типография 8 СВЯЗЬ ВРЕМЕН К.Ю. Солонин. Культура Китая: лекции к курсу «История мировой культуры» ........................................................................................... 124 А.И. Степанов. Мировоззренчески-биографические параллели в истории рациональной науки XVII века ................................................ 133 3/2010 ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ Подписано в печать 26.05.10 Формат 60х90/8. Офсетная печать Усл. печ. л. 18.5 Уч.изд. л. 18,0 Гарнитура «OfficinaSains» Тираж 500 экз. Заказ Распространяется во всех регионах России и за рубежом Подписка по объединенному каталогу «Пресса России» (инд. 12141) и по заявкам, присланным в редакцию 3
Стр.5
CONTENTS 1 CONTEXT O. Krasnoyarova. The Concept of “Existential Communication” and the Current Situation ...........................................................................4 I. Zykova. The Spiritual as a Source of Culture and a Prototypical Foundation for Intercultural Communication .................................................................... 11 I. Muzalevskaya. Strategic Activities: Cultural Dimension ................................. 17 2 CULTURAL REALITY A. Voloshinov, Y. Kirsanov. Post-Industrial Culture: Immersion in Virtual Reality ..................................................................... 24 T. Savitskaya. What Twitter “Twits” About: Experience of Clarifying the New Socio-Communicative Paradigm ..................................................... 33 I. Ilyaeva, S. Zhiryakova. Traditions and Innovations as a Factor in the Development of Intellectual Potential of the Local Territorial Community ............................................................................................ 41 3 IN SPACE OF ART AND CULTURAL LIFE in terries I. Gorbatova. «Gtalinland» at iurlionis’ Mother Country .................................. 46 cultural policy dossier European Heritage Grand Prizes—2009: Summing-up and Plans for the Future ..... 53 N. Savchenkova. “Despair” — Literary Metaphor or Cinema Eidos? ..................... 59 Ju. Druzhkin. Song as a Socio Cultural Phenomenon ........................................ 63 4 HERITAGE V. Savchuk, O. Sorokina. The Image of the Foot in the Modern Art — Dance and Photography: Lecture for the Course “Epistemology of Visual Images in Art” ........................................................................... 68 L. Petrova. St-Petersburg City Administration at the International Architectural Engineering and Industrial Art Exhibition-1908 ........................................... 76 N. Tkachenko. Ceramic Iconostasis in Russian Temple Architecture .................... 78 140 3/2010 ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Стр.142
5 NAMES. PORTRAITS M. Shiyanov. Michael Chekhov and Crypto-Religious Processes in the 2-nd Moscow Art Theatre ................................................................. 86 G. Onufrienko. And so, Ravel, let’s Dance Bolero! ............................................ 94 6 CHAIR T. Bukina. Between Science and Art: Russian Musicology as an Institutional Phenomenon .............................................................. 100 lectures on cultural studies M. Inkizhekova. Cultural-Philosophical Analysis of Ethno-Cultural Dynamics ..... 107 7 ORBIS LITTERARUM V. Moiseenko. The Topoekphrasis of Russian Capitals in the Book of Germaine de Sta l «Dix ann es d’Exil» .................................................................... 112 Yu. Vatolina. Images of Leningrad and Soviet Russia in Political Pamphlets of Louis-Ferdinand C line ....................................................................... 116 M. Seslavinsky. Historical Ornament of Relations between Children’s Book Publishers and Russian Artists in France during the First half of XX Century ..................................................................... 120 8 JOINT OF TIME C. Solonin. Culture of China: Lectures for the Course “History of World Culture. Lecture Two. Conceptual and Semantic Structure of the Chinese Culture ......... 124 A. Stepanov. Ideological and Biographical Parallels in the History of Rational Science of the XVII Century ..................................................... 133 3/2010 ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 141
Стр.143
SUMMARIES The Concept of «Existential Communication» and the Current Situation (by Olga Krasnoyarova) examines the concept of “existential communication” of Karl Jaspers, proposed by him as an alternative to a utilitarian object of mass communication society. The basic characteristics and the essential differences of the two plans of communication are allocated. Jaspers’ concept is analyzed in light of the modern transformation of information and communication environment of man. The focus is on communication strategies in modern society. The question about the spiritual component of the ongoing technological transformation in the information environment of modern man is also discussed. Keynote words: mass communication, mass society, information environment, communication technology, existential, rational, social existence, dialogue. The Spiritual as a Source of Culture and a Prototypical Foundation for Intercultural Communication (by Irina Zykova) offers a new approach to understanding the spiritual as a platform on which culture starts its existence and as a prototypical basis for intercourse across various cultures. The main evolutional stages of the formation of the spiritual base of culture are allocated. The role of the spiritual in the historical development of human society as well as in modern communicative-informational society is analyzed. Keynote words: spiritual, spiritual base of culture, prototypic foundation for intercourse, spiritual experience of the world, moral feelings, values, national perception of virtue, intercultural communication. Strategic Activities: Cultural Dimension (by Irina Muzalevskaya) from the position of cultural sciences studies such type of postindustrial activity and humanitarian practice as strategic activity. The frame of geoculture is used as the contextual system of research. Studying of strategic activity is carried out in a social and cultural context, and its methodological foundation is the theory of activity and the activity approach. The author analyzes conceptual, substantial device and parameters of strategic activity, provides the normative description of the strategic activities and proves that it is a subtype of programming. Keynote words: activity, theory of activity, activity approach, strategic activity, programming-activity, geoculture. Post-Industrial Culture: Immersion in Virtual Reality (by Alexander Voloshinov, Yaroslav Kirsanov) is devoted to representation of virtual reality technology in post-industrial culture. Virtual Reality as a fundamental technology for the information age becomes the key for understanding the specific character of post-industrial culture touching upon a number of ontological questions: the correlation of being and consciousness, objective reality and simulation, body and soul, life and death. The cyberpunk literature serves as the material for the research with its problematic and imagery ultimately devoted to virtual technologies. Keynote words: virtual reality, virtualization, post-industrial culture, technocentrism, cyberpunk. What Twitter “Twits” About: Experience of Clarifying the New Socio-Communicative Paradigm (by Tatiana Savitskaya) analyzes the specifics of Twitter as a new communication paradigm, the reasons for the rapid growth of this microblog, as well as age and demographic composition of its audience. Attention is paid to various aspects of Twitter in journalism, politics, business, and advertising business. Keynote words: Twitter, microblog, social networks, electronic resource. Traditions and Innovations as a Factor in the Development of Intellectual Potential of the Local Territorial Community (by Irina Ilyaeva and Svetlana Zhiryakova) examines the objective conditions and subjective factors that contribute to the formation and development of intellectual potential of the local territorial community. Citing as an example the realization of the national project «Education» in Gubkin district, Belgorod region, the authors pay special attention to the role of traditions and innovations in the education and the main factors influencing it. Keynote words: local territorial community, intellectual potential, national project “Education”. “Stalinland” at iurlionis’ Mother Country (by Irina Gorbatova) deals with the first and so far the only attempt of civilized exhibition of monuments, symbols of socialism, which is made in Lithuania: the Soviet sculptures’ park museum was opened in 2001 in the village of Grutas. With great difficulties (and the inevitable expenses), the museum strives to preserve an objective approach to the sensitive stage of the history of Lithuania. Keynote words: monuments, symbols, the Soviet era, museum, Lithuania, philanthropist and collector.
Стр.144
“Despair” — Literary Metaphor or Cinema Eidos? (by Nina Savchenkova) considers different strategies adopted by contemporary artists in literature and cinema. Giving as an example V. Nabokov’s novel “Despair” and its cinema adaptation by R.W. Fassbinder author argues that in modern art it is self-reflection that constitutes the principal mechanism of sense production and extension of the experience. Keynote words: text, intertextuality, author’s strategies, real author, unauthentic author, self-reflection, unconsciousness, double, mirror, affect. Song as a Socio Cultural Phenomenon (by Jurii Druzhkin) considers the genre of song as one of the phenomena of artistic culture, the study of which may be helpful for understanding not only the most important trends of modern culture, but the underlying mechanisms of functioning and development of culture in general. Keynote words: song, complex phenomenon, “peripheral” aspects of cultural life, modulating paradigm, song singing. The Image of the Foot in the Modern Art — Dance and Photography (by Valeri Savchuk, Olga Sorokina) considers the human foot as an object of art and culture science. For the first time the transformation of the attitudes to the human foot in the performing and visual arts of XX century is being analyzed in such a way. It’s illustrated by specific examples of classical, modern, and contemporary dance, Japanese butoh dance, and the art of contemporary photography. Keynote words: body, foot, ballet, dance, photography, image. St-Petersburg City Administration at the International Architectural Engineering and Industrial Art Exhibition-1908 (by Liudmila Petrova) describes the participation of the St-Petersburg City Administration in an international exhibition; as a result of which St-Petersburg City Council Museum was established. Keynote words: local authorities, municipal museums and exhibitions at the beginning of the XX century, St-Petersburg City Administration, the St-Petersburg City Council Museum, the International Architectural Engineering and Industrial Art Exhibition, exhibition art. Ceramic Iconostasis in Russian Temple Architecture (by Nadezhda Tkachenko) describes the history of the origin of ceramic iconostasis — a rare type of church arts and crafts, its unique designs. Keynote words: ceramic iconostasis, tile iconostasis, church arts, architectural ceramics, advanced ceramic iconostasis. Michael Chekhov and Crypto-Religious Processes in the 2-nd Moscow Art Theatre (by Michael Shiyanov) studies socio-cultural situation in the 2-nd Moscow Art Academic Theatre (MHAT) in 1920s. The author analyses the features of social atmosphere of theatrical world in Moscow, Michael Chekhov’s method and technique as actor and director, and some circumstances of his emigration from Russia. Keynote words: Michael Chekhov, the 2-nd Moscow Art Academic Theatre (MHAT), Stanislavsky system, social atmosphere, anthroposophy. And so, Ravel, let’s Dance Bolero! (by Galina Onufrienko) presents a look at the biographies of two famous artists, Maurice Ravel and Ida Rubinstein, whose creative collaboration has resulted in the birth of a musical masterpiece, the most popular classical work in the world — “Bolero” by Maurice Ravel. For its music Ida Rubinstein gave a commission to make a ballet of the same name and she was the first to perform in its leading role. Keynote words: Maurice Ravel, music, composer, «Bolero», Ida Rubinstein. Between Science and Art: Russian Musicology as an Institutional Phenomenon (by Tatiana Bukina) proceeds from the assumption that from the moment of its foundation in the 1920th Russian musicology was a kind of outsider in humanities taking place on the junction between artistic and scientific specialties. And so the article considers institutional features of the Russian musicology interfering at the moment with its methodological updating and integration into sphere of humanitarian researches. Keynote words: social and cultural aspects of scientific activity, methodology of the modern musicology. Cultural-Philosophical Analysis of Ethno-Cultural Dynamics (by Maria Inkizhekova) attempts with the use of the category “text of traditional ethnic culture” to reconstruct the traditional culture of ethnic group and to consider it as semiotic system based on the mythological vision of the world. Traditional ethnic culture is presented as text, and modern culture of the ethnic group as the process of its interpretation. Keynote words: semiotic approach, text of the traditional ethnic culture, symbol, ethnic elite.
Стр.145
The Topoekphrasis of Russian Capitals in the Book of Germaine de Sta l «Dix ann es d’Exil» (by Vladimir Moiseenko) presents the historical and cultural analysis of architectural portraits of Moscow and St.-Petersburg created by French writer Germaine de Sta l in the book «Dix ann es d’Exil» («Ten Years’ Exile») during her stay in Russia in 1812. The structural role of the topoekphrasis of Russian capitals in the compositional construction of the examined book is also revealed. Keynote words: Ekphrasis, Topoekphrasis, architectural portrait, Moscow, St.-Petersburg, Germaine de Sta l, «Dix ann es d’Exil». Images of Leningrad and Soviet Russia in Political Pamphlets of Louis-Ferdinand C line (by Yulia Vatolina) proceeds from the fact that in the 1920-30s Soviet Russia has attracted a great interest of Western writers. One of the brightest images of Russia inspired by a trip there was created by C line. The article deals with the analysis of the images of Leningrad and the U.S.S.R. as such represented in C line’s political pamphlets and their connection with the writer’s subjectivity reflected in perception of another culture. Keynote words: images of Leningrad and Soviet Russia, rational centrism, stereotype and stereotyping, absurd, disgusting and disgust, inner experience. Historical Ornament of Relations between Children’s Book Publishers and Russian Artists in France during the First half of XX Century (by Michael Seslavinsky) tells about one forgotten page in French publishers’ cooperation with Russian artists in the sphere of children’s illustrated books. The history of the beginning of publishing books intended for children’s readers in France is briefly stated. A special attention is paid to illustrators of children’s books including Russian painters. Key words: France, children’s book, publishers, illustrators of children’s books. Culture of China: Lectures for the Course “History of World Culture” (by Cyril Solonin) makes an attempt to look at the foundations of Chinese culture and its basic categories. In his second lecture — “Conceptual and semantic structure of the Chinese culture” — the author probes into the basic question of whether Chinese culture as a whole can be conceptualized through the means of the Western scholarship. The author’s main observation is that although the Chinese culture remains outside of the realm of conceivable, it can be distinguished or contextualized through its traces. Keynote words: China, culture, Dao, ritual, change, Confucius, Buddhism, type, xing (nature), xi (habit). Ideological and Biographical Parallels in the History of Rational Science of the XVII Century (by Alexander Stepanov) considers correlations between scientific-philosophical outlook of the XVII century and some typified features of biographies of its main creators. According to the conclusions reached, intellectual expertise and vital experiences of the most prominent scientists stayed in a certain conformity among themselves, having been influenced, besides, by «humanitarian» cultural currents of the epoch. Keynote words: mathematical and natural sciences, natural philosophy, psychological presumptions of the exact sciences, sensual experience, the theory and the nature, technical inventions, the noble knight, enthusiasm.
Стр.146
АВТОРЫ НОМЕРА Букина Татьяна Вадимовна, кандидат искусствоведения, докторант кафедры теории и истории культуры факультета философии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Е-mail: tbukina2002@mail.ru Ватолина Юлия Владимировна, кандидат социологических наук, докторант кафедры философской антропологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Е-mail: vatolina2007@rambler.ru Волошинов Александр Викторович, кандидат физико-математических наук, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой культурологии Саратовского государственного технического университета E-mail: alvoloshinov@gmail.com Горбатова Ирина Иосифовна, старший научный сотрудник НИЦ Информкультура Российской государственной библиотеки E-mail: aisnikl@rsl.ru Дружкин Юрий Самуилович, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Отдела массовых жанров сценического искусства Государственного института искусствознания E-mail: ydruzhkin@yandex.ru Жирякова Светлана Николаевна, кандидат социологических наук, профессор кафедры социологии Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова E-mail: bogatov_denis@mail.ru Зыкова Ирина Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистического обеспечения туристической деятельности Российского государственного университета туризма и сервиса E-mail: zykova_iv@mail.ru Ильяева Ирина Алексеевна, доктор философских наук, профессор кафедры социологии Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова Е-mail: bogatov_denis@mail.ru Инкижекова Мария Сергеевна, кандидат культурологии, доцент кафедры по этике, эстетике и культуре Уральского государственного горного университета E-mail: mariainkigikova@mail.ru Кирсанов Ярослав Александрович, аспирант кафедры культурологии Саратовского государственного технического университета E-mail: alvoloshinov@gmail.com Красноярова Ольга Валентиновна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры журналистики и экономики СМИ Байкальского государственного университета экономики и права (Иркутск) E-mail: olgakrasnoyarova@rambler.ru Моисеенко Владимир Алексеевич, кандидат географических наук, доцент кафедры архитектурного проектирования и дизайна Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева E-mail: vlalmo@smtp.ru Музалевская Ирина Михайловна, кандидат культурологии, доцент кафедры управления Красногорского филиала Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации E-mail: irina.muza@mail.ru Онуфриенко Галина Федоровна, ведущий научный сотрудник НИЦ Информкультура Российской государственной библиотеки E-mail: aisnikl@rsl.ru Петрова Людмила Ивановна, ведущий научный сотрудник отдела хранения открыток Государственного музея истории Санкт-Петербурга E-mail: ludpetrova@list.ru
Стр.147
Савицкая Татьяна Евгеньевна, ведущий научный сотрудник НИЦ Информкультура Российской государственной библиотеки E-mail: esavitsky@mail.ru Савченкова Нина Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры онтологии и теории познания философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, руководитель программы «Зрелищные искусства» Смольного института свободных искусств и наук E-mail: ninasavchenkova@mail.ru Савчук Валерий Владимирович, доктор философских наук, профессор философского факультета СанктПетербургского государственного университета, член Международного союза историков искусств и художественных критиков (Ассоциация искусствоведов) E-mail: vvs1771@rambler.ru Сеславинский Михаил Вадимович, библиофил, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Е-mail: lesnayao@yandex.ru Солонин Кирилл Юрьевич, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и культуры Востока философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета; доцент факультета буддологии университета Фогуан (Тайвань) E-mail: Solonin Kirill Сорокина Ольга Андреевна, старший преподаватель Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, старший преподаватель кафедры высшей математики Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, директор Международного фестиваля «СЛОВО И ТЕЛО» E-mail: lesnayao@yandex.ru Степанов Александр Игоревич, кандидат технических наук, докторант кафедры культурологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета E-mail: alestep@mail.ru Ткаченко Надежда Николаевна, ведущий научный сотрудник НИЦ Информкультура Российской государственной библиотеки E-mail: aisnikl@rsl.ru Шиянов Михаил Викторович, аспирант Российского государственного гуманитарного университета, обозреватель РИА «Новости» E-mail: dosugibugi@gmail.com Обозреватель Барышева Е.
Стр.148
Научная конференция «Библиофильство и личные собрания» 31 марта 2011 года Москва Первая международная конференция «Библиофильство и личные собрания» проводится с целью представить достаточно целостный массив материалов, посвященных частным собраниям старой книги, их владельцам и истории библиофильства. Организаторы конференции: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Российская государственная библиотека. Информационная поддержка: телеканал «Культура», РИА «Новости», ИТАР-ТАСС, журналы «Библиография», «Библиотековедение», «Обсерватория культуры», «Наше наследие», «Про книги», «Российская газета», «Литературная газета». Темы для обсуждения: • Реконструкция личных библиотек ХIХ — ХХI веков • Описание современных частных книжных собраний, истории их создания • Известные библиофилы прошлого • Личные книжные собрания в антикварно-букинистической торговле • Исторический контекст книжного собирательства в ХХ — начале ХХI веков • Мемуары библиофилов, каталоги личных библиотек и иная библиофильская литература как источник знаний • Личные собрания в фондах государственных книгохранилищ: малоизвестные страницы • Библиофильские организации и их деятельность • Зарубежные собрания русских книг, автографов, «россики», изданий с иллюстрациями русских художников и их владельцы Конференция будет проходить в форме пленарного заседания в течение одного дня. На конференцию приглашаются владельцы личных собраний старой книги, специалисты библиотек, музеев, архивов, исследовательских институтов, вузов, издательств, общественных организаций, эксперты антикварного дела, представители государственных структур, средств массовой информации. По итогам работы конференции будет издан сборник материалов. Срок подачи статей — не позднее 1 ноября 2010 г. Дополнительную информацию можно получить на сайтах http://www. rsl.ru, http://www.fapmc.ru Контакты: e-mail merm@rsl.ru, тел. (495) 695-77-83, e-mail kvsafronova@ fapmc.ru, тел. (495) 650-42-80
Стр.149
Порядок оформления подписки в 2010 году Подписка на издания НИЦ Информкультура по каталогам ОАО «Роспечать» в 2010 году осуществляться не будет. Подписка на информационную продукцию в печатной форме и реферативнобиблиографические CD-ROMы осуществляется по каталогу Информкультуры РГБ и в агентствах альтернативной подписки: ООО «Агентство АртосГАЛ», ООО «АльтПресса», ООО «ИНТЕР-ПОЧТА-2003», ООО «Информнаука», ЗАО «МК-Периодика». На журнал «Обсерватория культуры» (инд. 12141), дайджест «Библиотека в эпоху перемен» (инд. 12142) и CD-ROMы подписка проводится также по объединенному каталогу «Пресса России. Газеты и журналы». Подписку на информационную продукцию, информационные услуги можно оформить по безналичному расчету, заключив двусторонний договор. Для этого необходимо направить заявку по факсу: (495) 695-83-12 или e-mail: aisnikg@rsl.ru, av-nik@rsl.ru, izd_nik@rsl.ru, ruskult@rsl.ru, maya-nik@rsl.ru. В заявке, кроме количества комплектов и суммы заказа, необходимо указать банковские реквизиты организации, адрес, телефон, факс, e-mail. Договор заверяется подписью директора и главного бухгалтера организации. Счет - фактура и накладные выставляются только по факту оплаты. Заказы на информационную продукцию в электронной форме и информационные услуги принимаются в течение всего года. Цены на печатные издания, указанные в каталоге НИЦ КИ (каталожные цены), включают НДС (10%); продукция, предоставляемая в электронном виде, включает НДС (18%) согласно действующему налоговому законодательству РФ. Отдельные выпуски печатных изданий и CD-ROMы можно приобрести за наличный расчет при обращении непосредственно в Информкультуру. Оплата наличными с предоставлением заказчику кассового чека и квитанции поощряется дополнительной скидкой 10—15% (CD-ROMы) от полной или льготной стоимости. СПРАВКИ по вопросам подписки и рассылки: Информационная продукция в печатной форме (подписка, договора) — тел.:(495) 622-83-12, Бутакова А.Е., e-mail: allanik@rsl.ru; рассылка, продажа отдельных выпусков — тел.:(495) 695-50-42, Михайлова Е.В., (495) 695-64-24, e-mail: izd_nik@rsl.ru Информационная продукция в электронной форме: БД реферативнобиблиографической информации — тел.: (495) 695-78-67, Горбунова А.В., Смирнова Н.Л., e-mail: av-nik@rsl.ru; БД фактографическая — тел.: (495) 697-04-31, Сухотина М.Л., Козлова А.А., e-mail: aisnikg@rsl.ru; БД полнотекстовая — тел.:(495) 622-86-14, Зинина Е.Б., e-mail: ruskult@rsl.ru Информационная продукция с предоставлением в режиме онлайн: ЭК реферативнобиблиографических ресурсов, электронные версии печатных научно-информационных изданий — тел.: (495) 697-04-31, Сухотина М.Л., Козлова А.А., e-mail: aisnikg@rsl.ru Депонирование научных работ — тел.: (495) 695-60-42, Кызласова М.С., e-mail: maya-nik@rsl.ru
Стр.150