Рассматриваются авторские стратегии современного текста в литературе и кинематографе на примере романа В. Набокова <...> Основная гипотеза данного исследования состоит в утверждении, что саморефлексия искусства в настоящий момент — это основной механизм производства смысла и расширения сферы переживания. <...> Ф ильм «Отчаяние»1 (1978) представляет собой редкий прецедент встречи авторов. <...> Удивительное стечение обстоятельств, вследствие которого над одним произведением вместе работают такие разные люди как Владимир Набоков, Райнер Вернер Фассбиндер, Том Стоппард, Дирк Богарт, не только психологически разные, но и люди разных культур. <...> Такая встреча заставляет задуматься над феноменом фильма и над проблемой авторских стратегий, намеченных во второй половине ХХ века. <...> Современный текст становится все менее интеллигибельным2 , он отвергает любую традицию или вступает с ней в такие сложные отношения, что результаты чтения все чаще представляют собой констатацию: код неизвестен, ключи утрачены. <...> Современного зрителя в фильмах Фассбиндера все более привлекает не только особая визуальная дисциплина и изощренная рефлексия, но и спонтанность художественного текста, выдающая в нем по преимуществу автора. <...> Сегодня читатель и зритель остро ощущают дистанцию между наличным бытием текста и его неоднородной и сложной внутренней жизнью, что заставляет прежде всего внимательно всматриваться и вслушиваться в текст для того, чтобы понять, что в нем происходит на самом деле. <...> Один из путей анализа современного текста — рассмотрение авторских стратегий. <...> В чем же состоят и как 1 Фильм «Отчаяние: Путешествие в свет» (Despair: Eine Reise ins Licht) снят в 1978 г. по роману Владимира Набокова «Отчаяние», впервые опубликованному в 1934 г. в эмигрантском журнале «Современные записки». <...> Режиссер фильма — Райнер Вернер Фассбиндер, автор сцеИнтеллигибельный (лат. <...> Intelligibilis) — умопостигаемый, познаваемый, мыслимый. нария — Том Стоппард, в главной <...>