В.В. САВЧУК, О.А. СОРОКИНА ОБРАЗ СТОПЫ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ (ТАНЕЦ И ФОТОГРАФИЯ): ЛЕКЦИЯ К КУРСУ «ЭПИСТЕМОЛОГИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА В ИСКУССТВЕ» 70-летию философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета посвящается Впервые с культурологических и искусствоведческих позиций рассматривается трансформация отношения к стопе человека в исполнительских и изобразительных искусствах. <...> Анализ иллюстрируется конкретными примерами как классического, так и неклассического танца ХХ века и современного фотоискусства. <...> Теперь он выше, Земля уходит вниз, а устремленное вверх тело задает предпосылки иерархии верха и низа, высокого и низкого, чистого и грязного, светлого и темного, тех оппозиций, которые незыблемо просуществовали в западной культуре вплоть до середины ХХ века. <...> Образ стопы в современном искусстве (танец и фотография). <...> Однако в ХХ веке, веке глобальных проблем, реакцией на которые было формирование экологического сознания, идеология стремления к естественности из маргинального течения европейской мысли становится ведущей. <...> В истории изобразительных искусств давно представлены история портрета, торса, головы, рук, в то время как искусствоведческий и культурологический анализ истории изображений стопы ждет своего исследователя. <...> Нельзя сказать, что эта история совсем не имела предшественников, своих исследователей, или совершенно обойдена вниманием, однако полноценной, равной, например, истории изображения головы, нет. <...> Хромота является результатом того, что делают с телом человека те или иные 3/2010 технические устройства, которые не только превращают сердце в механическое (негативные последствия технического прогресса даосский мыслитель прозрел довольно точно1 ) но, и это важно подчеркнуть, преобразуют телесность [1, с. <...> Известный харьковский учитель танцев Людовик Петровский поведал поучительную историю, случившуюся с местным учителем, который полагал <...>