ЕДАГОГИКА
Научно-теоретический журнал
Российской академии
образования
У ч р е д и т е л и
ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ РЕДАКЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
3 2015
С О Д Е Р Ж А Н И Е
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Редакционная коллегия:
Р.С.Бозиев
главный редактор
Р.М.Асадуллин
А.Ю.Белогуров
М.В.Богуславский
В.А.Болотов
А.Я.Данилюк
А.А.Кузнецов
В.С.Лазарев
В.М.Монахов
Н.Д.Никандров
Л.М.Перминова
А.Л.Семенов
Я.С.Турбовской
Г.Н.Филонов
Редакционный совет:
М.Н.Берулава
А.С.Гаязов
Н.Г.Емузова
В.Н.Иванов
А.А.Орлов
Е.Л.Руднева
Н.К.Сергеев
Ф.Ф.Харисов
Майер А.А. Системогенез детства:
полипарадигмальный аспект............................... 3
Строкова Т.А.
О выборе критериев оценки в педагогических
исследованиях.......................................................... 9
Куровская Ю.Г.
Когнитивно-лингвистический инструментарий
анализа педагогического дискурса....................16
Фуряева Т.В.
Антропологический подход как методологическая
рамка сравнительных исследований.................22
Змеёва Т.Е.
Профессионально ориентированное обучение
французскому языку: вопросы терминологии
и содержания..................................................................28
ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Щербаков Р.Н.
Методы научного познания в оценке учащимся
рациональности своих знаний и поведения...........37
Хорошко Л.В.
Формирование социальных компетенций
у воспитанников школ-интернатов...................46
Ходусов А.Н.
Профессиональная ориентация учащейся
молодежи в условиях сетевого социального
партнерства..................................................................53
Введенский В.Н.
Эволюционное развитие профессионального
образования...................................................................61
Цуникова Т.Г., Филатов С.В., Гайдамашко И.В.
Модель выпускника-бакалавра технического
университета, владеющего мобильной
компетенцией................................................................. 66
Бережнова О.В.
Нормативные аспекты разработки основной
образовательной программы ДО........................ 70
КАДРЫ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ
ООО «Педагогика», 2015
Вершловский С.Г.
Проблемы формирования компетентности
преподавателей, обучающих взрослых
с использованием маркетинговых технологий....76
Стр.1
Адрес редакции:
119121, Москва,
ул. Погодинская, д. 8.
Телефоны: (499)248-6971;
(499) 248-5149
Е-mail:
pedagogika2006@yandex.ru
Наш сайт:
http://www.pedagogika-rao.ru
Свидетельство о регистрации
средства массовой информации.
№ 015021 от 25.06.1996
Подписано в печать
02.04.2015
Формат 70х100 1/16
Печать офсетная
Бумага офсетная
Усл.печ.л. 9,6
Тираж 2000 экз.
Заказ № 1260
Цена каталожная
Отпечатано в ОАО «Первая
Образцовая типография»
Филиал «Чеховский Печатный
Двор»
142300, Московская область,
г. Чехов, ул. Полиграфистов, д.1.
Сайт: www. chpd.ru
телефон 8 (495)988-63-76,
т/факс 8 (496) 726-54-10
Задонская Л.В., Козлов О.А.
Подготовка преподавателей современной
высшей школы.............................................................. 82
ИСТОРИЯ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ
Гриценко Л.И.
«Военизация» в учреждениях А.С.Макаренко.... 89
Романов А.А.
Реформатор образования России конца ХХ века..... 95
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Тагунова И.А.
Категории «воспитание» и «социализация»
в современных западных исследованиях............103
Дудко С.А.
Французская школа после теракта 7 января 2015 г.
в Париже: реакция детей североафриканских
иммигрантов..............................................................113
Лелюгене И.Ю.
Институт социальных педагогов в Литве...........120
Уважаемые читатели! На нашем сайте http://www.pedagogika-rao.ru
вы можете ознакомиться с электронными версиями номеров нашего журнала
Стр.2
126
Contens
SCIENTIFIC MESSAGES
A.A.Mayer
Systemogenesis of the childhood: multy-paradigmal aspect.................................................................................... 3
T.A.Strokova
About choice of an assessment’s criteria in pedagogical researches........................................................................ 9
Yu.G.Kurovskaya
Cognitive and linguistic analysis tools of a pedagogical discourse.............................................................. 16
T.V.Furyaeva
Anthropological approach as methodological frame of comparative researches........................................22
T.E.Zmeeva
Professionally oriented teaching french: questions of terminology and content......................................... 28
QUESTIONS OF EDUCATION AND UPBRINGING
R.N.Scherbakov
Methods of scientific knowledge at an assessment by the pupil the rationality of the knowledge
and behavior.................................................................................................................................................. 37
L.V.Horoshko
Formation of social competences at pupils of boarding schools................................................................... 46
A.N.Hodusov
Professional orientation of students in a network of social partnership...................................................... 53
V.N.Vvedensky
Evolutionary development of professional education.................................................................................... 61
T.G.Tsunikova, S.V.Filatov, I.V.Gaydamashko
Model of bachelor graduator of technical university, who owns mobile competence................................ 66
O.V.Berezhnova
Standard aspects of development of preschool education’s main educational program............................70
PEDAGOGICAL, CULTURAL, EDUCATIONAL STAFF
S.G.Vershlovsky
Problems of teachers’ competence formation training adults ...................................................................... 76
L.V.Zadonskaya, O.A.Kozlov
Training of modern higher school’s teachers ................................................................................................... 82
HISTORY OF SCHOOL AND PEDAGOGICS
L.I.Gritsenko
«Militarization» in A. S. Makarenko’s organizations ..................................................................................... 89
A.A.Romanov
Reformer of russian education of late XX century......................................................................................... 95
COMPARATIVE PEDAGOGICS
I.A.Tagunova
The categories “education” and “socialization” in modern western researches.......................................... 103
S.A.Dudko
French school aſter the attack January 7, 2015 in Paris: the reaction of the children of North African
immigrants......................................................................................................................................................... 113
I.Yu.Lelyugene
Institut of social teachers in Lithuania............................................................................................................ 120
Стр.126
127
Наши авторы
МАЙЕР А.А.
СТРОКОВА Т.А.
КУРОВСКАЯ Ю.Г.
ФУРЯЕВА Т.В.
ЗМЕЁВА Т.Е.
ЩЕРБАКОВ Р.Н.
ХОРОШКО Л.В.
ХОДУСОВ А.Н.
ВВЕДЕНСКИЙ В.Н.
ЦУНИКОВА Т.Г.
ФИЛАТОВ С.В.
ГАЙДАМАШКО И.В.
БЕРЕЖНОВА О.В.
ВЕРШЛОВСКИЙ С.Г.
ЗАДОНСКАЯ Л.В.
КОЗЛОВ О.А.
ГРИЦЕНКО Л.И.
РОМАНОВ А.А.
ТАГУНОВА И.А.
ДУДКО С.А.
ЛЕЛЮГЕНЕ И.Ю.
д. п. н., профессор МГОГИ (г. Орехово-Зуево)
к.п.н., доцент Тюменского государственного университета
к. филол. н., ученый секретарь Института стратегии и теории образования РАО
д.п.н., профессор, зав. кафедрой Красноярского государственного педагогического
университета им. В.П. Астафьева
к. филол. н., профессор НИУ «Высшая школа экономики»
д.п.н, профессор, Эстония, г.Таллинн
педагог-психолог МБОУ школы-интерната № 1
д.п.н., профессор Курского государственного университета
д.п.н., профессор Белгородского государственного университета искусств и
культуры
к.п.н., доцент МГТУ МИРЭА
д.п.н, профессор МГТУ МИРЭА
д.психол.н., доцент, зав. кафедрой МГТУ МИРЭА
к. филол. н., доцент, зав. кафедрой Орловского института усовершенствования
учителей
д.п.н., профессор, зав. кафедрой Санкт-Петербургской академии постдипломного
педагогического образования
к.п.н., доцент Тульского государственного педагогического университета
им. Л.Н. Толстого
д.п.н., профессор, зам. директора ИИО РАО
д.п.н., профессор
д.п.н., профессор, зав. кафедрой Рязанского государственного университета
им. С.А. Есенина
д.п.н., зав. лабораторией Института стратегии и теории образования РАО
к.п.н., ст. науч. сотрудник ФГНУ «Институт стратегии и теории образования»
РАО
д.п.н., профессор университета Миколаса Ромериса, Литва
Стр.127
128
Our authors
MAYER A.A.
STROKOVA T.A.
KUROVSKAYAY U.G.
FURYAEVA T.V.
ZMEYOVA T.E.
SCHERBAKOV R.N.
HOROSHKO L.V.
HODUSOV A.N.
VVEDENSKY V.N.
TSUNIKOVA T.G.
FILATOV S.V.
GAYDAMASHKO I.V.
BEREZHNOVA O.V.
VERSHLOVSKY S.G.
ZADONSKAYA L.V.
KOZLOV O.A.
GRITSENKO L.I.
ROMANOV A.A.
TAGUNOVA I.A.
DUDKO S.A.
LELYUGENE I.YU.
doctor of Pedagogics, professor of MSRIH (Orekhovo-Zuyevo)
Candidate of Pedagogics, associate professor of the Tyumen state university
candidate of Philology, academic secretary of RAE’s Institute of strategy and theory
of education
doctor of Pedagogics, professor, the department chair of Krasnoyarsk state
pedagogical university
candidate of Philology, professor of NRU «Higher School of Economics»
doctor of Pedagogics, professor, Estonia, Tallinn
educational psychologist of MBGEI of boarding school No.1
doctor of Pedagogics, professor of Kursk state university
doctor of Pedagogics, professor of the Belgorod state university of arts and culture
candidate of Pedagogics, associate professor of MSTU of REA
doctor of Pedagogics, professor of MSTU of REA
doctor of Psychology, associate professor, department chair of MSTU of REA
candidate of Philology, associate professor, department chair of the Oryol institute
of teachers’ improvement
doctor of Pedagogics, professor, department chair of the St. Petersburg academy of
postgraduate pedagogical education
the associate professor of the Tula state pedagogical university
doctor of Pedagogics, professor, deputy director of IIE of RAE
doctor of Pedagogics, professor
doctor of Pedagogics, professor, the department chair of the Ryazan state university
named aſter S. A. Yesenin
doctor of Pedagogics, chief of laboratory at Institute of strategy and theory of
education of RAE
Candidate of Pedagogics, senior researcher FSBI «Institute for Strategy and Theory
of Education of the RAE
doctor of Pedagogics, professor at university of Mikolas Romeris, Lithuania
Стр.128