В статье рассматриваются И.Ю.Лелюгене исторические корни и современные тенденции развития института социальных педагогов в Литве. <...> Социальная педагогика, социальное воспитание, социально-педагогическая помощь, школьный социальный педагог, территориальная община, ность «социальная педагогика». <...> Научной основой для развития социальной педагогики в Литве в период с 1927 г. по 1940 г. служила фундаментальная научная работа проф. <...> Основная идея работы заключалась в том, что целью социального воспитания является утверждение в сознании молодого поколения таких установок, как социальная справедливость, социальная ответственность, принципы высокой морали. <...> Идеи социального воспитания и социальной педагогики развивали и другие ученые, педагоги и философы довоенной Литвы. <...> Лаужикас в своей диссертации специаль«Среда и человек» утверждал, что школьное воспитание не может осуществляться в отрыве от реальной жизни [1]. <...> Видунаса, предназначение школы — готовить человека к общественной жизни [2]. <...> В советское время социальная педагогика как наука в Литве не развивалась до 1987 г., когда впервые в Советском Союзе И. <...> и др., автор расширил понятие «социальная педагогика», показал ее связь с другими науками, заложил ее методологическую основу, определил социальные функции воспитания, подчеркнул значимость социальной педагогики в жизни общества. <...> Вайткявичус охарактеризовал социальную педагогику как науку, изучающую человека на фоне социокультурных и жизненных условий, ищущую способы познания человека в группе, в историческом развитии общества, помогающую найти способы воздействия на окружающую среду, а также помогающую индивиду, попавшему в сложную ситуацию, дающую ему знания как члену группы, субъекту общества для познания самого себя, для социализации, для изменения окружающей среды. <...> Люди и СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Существенным поворотом в развитии социальной педагогики как науки и профессиональной <...>