«Отец Горио» и
«Преступление и наказание»
Литературное сегодня
61 <...> Киевский текст как лого
во логоса
Портретная галерея
155 <...> Игра со смертью в стихотворении Сергея
Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья... <...> Сообщения
320
Редакторские тетради Короленко как зеркало литературного
процесса в России начала ХХ века. <...> Сравнительная поэтика
Владимир КАНТОР
В ПАРАДИГМЕ ДАНТОВСКОГО «АДА»
«Отец Горио» и «Преступление и наказание»*
Очевидные сближения
Данте задал новой европейской литературе уровень и
в значительной степени проблематику. <...> Французские романтики восхищались Данте, мотивы
дантовского Ада можно найти и в «Соборе Парижской <...> И надо сказать, что, несмотря
на мотивы Чистилища и Рая в его романном сооружении
(«Евгения Гранде», «Лилия долины» или наиболее мис
тический «Серафита» — о существе, пронизанном светом,
ибо «лишь свет объясняет блаженства неба»), — лучшие
романы его «Комедии» погружают читателя в парижский
и провинциальный ад. <...> В своей Пушкинской речи он вспомнил важный
эпизод из «Отца Горио», очевидно отразившийся в «Пре
ступлении и наказании», эпизод, позже вычеркнутый из
речи, но оставшийся в черновиках:
У Бальзака в одном его романе один молодой человек, в
тоске перед нравственной задачей, которую не в силах еще раз
решить, обращается с вопросом к [любимому] другу, своему то
11
Бердяев Н. А. <...> , почемуто переосмыслил текст Досто
евского:
Приведенный Достоевским отрывок находится в «Отце
Горио». <...> Вопервых, Растиньяк отнюдь не сверхчеловек, а
молодой человек, принявший условия общества. <...> И, втретьих, Растиньяк не шагает из
тщеславия через трупы. <...> Идею об убийстве подкидывает Растиньяку Вотрен,
не просто преступник, но носитель дьявольского нача
13
30
Гроссман Л. П. <...> О необходимости убийства Раскольников слышит не
от демонаискусителя, а как мысль, разлитую в обществе. <...> Если Вотрен — скорее парафраз Мефистофеля, то под
слушанный Раскольниковым разговор напоминает разго
ворчики трех ведьм в «Макбете <...>
Вопросы_литературы_№5_2014.pdf
Сентябрь — Октябрь 2014
Стр.3
Главный редактор
И. О. ШАЙТАНОВ
РЕДАКЦИОННАЯ
КОЛЛЕГИЯ:
К. М. Азадовский, А. Д. Алехин, М. Л. Андреев, Д. П. Бак,
С. Г. Бочаров, Н. П. Гринцер, Ю. В. Манн, В. Л. Махлин,
Е. А. Погорелая (ответственный секретарь),
О. И. Половинкина, А. М. Турков, К. Эмерсон
РЕДАКЦИЯ:
И. Дуардович (заведующий редакцией),
Т. В. Еремеева (редактор),
Е. М. Луценко ( редактор),
М. О. Переяслова (редактор),
С. А. Чередниченко (директор редакции)
Учредители: РОФ «Литературная критика»,
редакция журнала критики и литературоведения
«Вопросы литературы»
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ № ФС7747288 от 17 ноября 2011 г.
Выражаем благодарность за финансовую поддержку,
которую оказывают журналу Министерство культуры РФ и
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.
© Журнал «Вопросы литературы», 2014
16+
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Литературная карта России
9 Э. ЛАУНСБЕРИ. «Мировая литература» и Россия. Перевод с
английского О. Наумовой
Сравнительная поэтика
25 В. КАНТОР. В парадигме дантовского «Ада». «Отец Горио» и
«Преступление и наказание»
Литературное сегодня
61 С. БОЙКО. Для бессмертных: инструкции. Православная кни-
га сегодня
Лица современной литературы
89 Д. ДАНИЛОВА. «Согласование судьбы со свободой воли».
Алексей Варламов
101 Д. КОЛЕЙЧИК. Эссе о серости. Всеволод Бенигсен
118 А. РОГОВА. В сторону от войны. Марина Ахмедова
Политический дискурс
129 А. ЛЮСЫЙ. Дом, квартира, майдан. Киевский текст как лого-
во логоса
Портретная галерея
155 А. АКШИН. Назым Хикмет. Свобода выбора
Синтез искусств
178 Е. ЛУЦЕНКО. Потомки и современники. «Сатиры» Саши
Черного и Шостаковича в зеркале советской критики
Век минувший
213 О. КИЯНСКАЯ, Д. ФЕЛЬДМАН. Уездный детектив: одес
ская биография Евгения Петрова (в двух частях, с прологом и
эпилогом)
5
Стр.5
Над строками одного произведения
276 П. ГЛУШАКОВ. Игра со смертью в стихотворении Сергея
Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья...»
Полемика
301 В. СОБОЛЬ. Неопознанные аллюзии. Критика 1970х о ро
мане Георгия Владимова «Три минуты молчания»
Публикации. Воспоминания. Сообщения
320 Редакторские тетради Короленко как зеркало литературного
процесса в России начала ХХ века. Публикация А. Гноевых,
А. Данюка
Обзоры и рецензии
376 А. КРАВЦОВ. Династия Романовых на страницах журнала
«Возрождение»
Книжный разворот
390 Том Маккарти. Тинтин и тайна литературы (А. КОРОВАШ
КО); В.И. Коровин. Россия и Запад в болдинских произве
дениях А. С. Пушкина. «Моцарт и Сальери», «Повести покой
ного Ивана Петровича Белкина» (Е. ДМИТРИЕВА); Ф. А. Сте
пун. Письма / Сост., археогр. работа, коммент., вступ. статьи
к тому и разделам В. К. Кантора (Л. ЕГОРОВА); Семен Ке
сельман. Стеклянные сны: стихи / Сост., авт. ст., коммент.:
С. З. Лущик, О. М. Барковская, Е. М. Голубовский, А. Д.
Яворская (О. КУДРИН); Б. Хазанов, М. Харитонов. «...Пи
ши, мой друг»: Переписка. В 2 тт. Т. 1. 1995—2004; т. 2. 2005—
2011 (М. ЕЛИФЁРОВА); Вячеслав Овсянников. Прогулки с
Соснорой (И. ШАЙТАНОВ)
6
Стр.6