Синтез искусств
Елена ЛУЦЕНКО
ПОТОМКИ И СОВРЕМЕННИКИ1
«Сатиры» Саши Черного и Шостаковича
в зеркале советской критики
Камерно вокальная музыка для Шостаковича —
один из неизменных его «жанров спутников»2. <...> «Сатиры
(Картинки прошлого)» (1960), вокальный цикл на сти хи Саши Черного — творение позднего Шостаковича,
периода, в который созданы сатирические произведения
для голоса с фортепиано (романсы на тексты из журна ла «Крокодил», «Четыре стихотворения капитана Ле бядкина»). <...> Камерно вокальное творчество Шоста ковича // Советская музыкальная культура. <...> 178
Немалое количество работ о вокальной музыке Шоста ковича используют междисциплинарный метод, выявляя
обилие литературных склонностей композитора: Шоста кович и Гоголь, Шостакович и Достоевский, Шостакович
и Чехов, Шостакович и Блок, Шостакович и Саша Чер ный etc. <...> О «Сатирах» в основном пишут в рамках разго вора об эстетике и природе гротеска в произведениях
Шостаковича, тем самым объединяя этот цикл с несколь кими другими, той же направленности. <...> , проанализировавший сатирическую при роду трех вокальных циклов Шостаковича (1975)3. <...> 1986 м и 2000 годом датированы две диссертации по
камерно вокальному творчеству Шостаковича, в кото рых есть небольшой раздел и о «Сатирах» (И. <...> Музыкальная сатира в вокальном творчестве
Шостаковича // Проблемы музыкальной науки. <...> Литературные пристрастия Шостаковича
Не секрет, что Шостакович относился к современному
литературному процессу с большим интересом. <...> Женя Чуковский передал нам, что она приедет <...> <...> 181
рии «Библиотеки поэта» Шостакович неожиданно полу чил в подарок:
На «Можайку» стихи Саши Черного принес Евгений Чу ковский. <...> Указанное издание включа ло в себя произведения, опубликованные поэтом в 1910 м
(«Сатиры»), 1913 м («Сатиры и лирика»), 1923 м, когда
Саша Черный был уже в эмиграции («Жажда»), а также
стихотворения для детей «Детский остров». <...> Едва ли не единственное высказывание Шостаковича
об удивительном сатириконце <...>