Литературное сегодня
Светлана БОЙКО
ДЛЯ БЕССМЕРТНЫХ: ИНСТРУКЦИИ
Православная книга сегодня
Читательское представление о том, что такое литера
тура, за последние десятилетия изменилось мало. <...> Подвижность жанров приучила нас к их
сочетаниям (романпритча, романкомедия, романэпо
пея), но элементы в составе целого мы опознаем — и ассо
циируем «литературу» вообще с романом, повестью, по
эмой и так далее. <...> Обновление в целом настолько сильно,
что литературное поле изменилось в своих существен
ных свойствах. <...> Вовторых — до
кументы; они приковали внимание читателя еще с отте
пельной поры изза огромного желания узнать правду об
истории и человеке, вопреки лживым «кратким курсам». <...> Это придает современной литературе сходство с лите
ратурой древнерусской и определенно отличает ее от
привычной литературы нового времени. <...> обращает внимание на удивительное для
нас многообразие жанровых самоопределений в древ
нерусской литературе: «Действительно, жанровые указа
ния в рукописях отличаются необыкновенной сложностью
и запутанностью: “азбуковник”, “алфавит”, “беседа”, “бы
тие” <...> “обличительное списание”, “описание”, “ответ”,
“память”, “повесть”, “позорище”, “показание”, “послание”,
“похвала”, “прение”, “притча” <...> <...> Отсюда еще одна черта, общая для древней и новей
шей литературы, — «составные» подвиды: «Книжники
очень часто ставят в заглавие произведения одновремен
но по два жанровых определения, а иногда и больше:
“Сказание и беседа премудра... <...> ” <...> “Житие и деяние и
хождение”», поскольку нередко «древнерусские произве
дения действительно соединяли в себе несколько жанров
<...> <...> Разные виды могут быть соединены последовательно, как
в Средневековье: лирическое эссе — проповеди — мемуары. <...> Жанры могут быть сплавлены в единое целое, как в литера
4
Лихачев Д. С. <...> Исполь
зуется и композиция «нанизывания», известная по лите
ратурному опыту разных времен и стран. <...> Как же ориентируется современник <...>