РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГОСОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПСИХОЛОГИИ Научнометодический журнал №1 (89) Январь—март МИР Москва 2017 Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) СвидетельствоПИ№ФС7762454 от 27 июля 2015 г. Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России Главный редактор Э. В. Сайко Заместитель главного редактора С. К. Бондырева Члены редакционной коллегии: Ш. А. Амонашвили, О. С. Анисимов, А. Г. Асмолов, А. А. Деркач, Ю. П. Зинченко, В. А. Пономаренко, В. М. Розин, В. В. Рубцов, В. М. ТиктинскийШкловский, С. Д. Максименко (Украина, Киев), Gerhard Witzlack (Герхард Витцлак) (Bundesrepublik Deutschland, Berlin) Michael Cole (Майкл Коул) (USA, San Diego La Jolla), Serena Veggetti (Серена Веджетти) (Italy, Roma), ISSN 20738528 © Московский психологосоциальный университет, 2017 © Мир психологии, 2017 Мир психологии От редколлегии Поколения будущего в построении будущего и будущее в формировании нового поколения1 Будущее как особый временной конструкт в пространственновременном континууме осуществления социальной эволюции2 объективно изначально закладывалось как действенный фактор в развитии Человека (формируемое в его социальном определении уже в антропогенезеипроявляемое, в частности, в становлениииреализации целей, мотивов деятельностииотношениякожи даемому результату) и общества, как значимое условие его становления и вос производства. <...> Глубокие размышления о времени принадлежат мыслителю первых веков нашей эры Блаженному Августину: «Совершенно ясно теперь одно: ни буду щего, ни прошлого нет, и неправильно говорить о существовании трех вре 1 2 Проблеме будущего поколений посвящен специальный номер журнала «Мир психологии» (2013. <...> Самость — свойство и процессуальный конструкт развития человека как субъекта, личности, индивидуальности / Э. В. Сайко // Мир психологии <...>
Мир_психологии_№1_2017.pdf
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГОСОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПСИХОЛОГИИ
Научнометодический журнал
№1 (89)
Январь—март
МИР
Москва
2017
Стр.1
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору
в сфере связи, информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзором)
СвидетельствоПИ№ФС7762454 от 27 июля 2015 г.
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России
Главный редактор
Э. В. Сайко
Заместитель главного редактора
С. К. Бондырева
Члены редакционной коллегии:
Ш. А. Амонашвили, О. С. Анисимов, А. Г. Асмолов, А. А. Деркач,
Ю. П. Зинченко, В. А. Пономаренко, В. М. Розин,
В. В. Рубцов, В. М. ТиктинскийШкловский,
С. Д. Максименко (Украина, Киев),
Gerhard Witzlack (Герхард Витцлак) (Bundesrepublik Deutschland,
Berlin)
Michael Cole (Майкл Коул) (USA, San Diego La Jolla),
Serena Veggetti (Серена Веджетти) (Italy, Roma),
ISSN 20738528
© Московский психологосоциальный университет, 2017
© Мир психологии, 2017
Стр.2
Мир психологии
Содержание
От редколлегии. Поколения будущего в построении будущего и будущее
вформированиинового поколения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Поколения будущего и будущее
в формировании поколений
Психологические аспекты межпоколенческих отношений
Функциональная нагрузка поколений
в культурноисторическом процессе. Проблемная ситуация
и особенности развития поколений
в современном мире
Микайлова И. Г. Взаимообусловленность закона дифференциации
иинтеграцииидеаловдинамикойсменыпоколений . . . . . . . . . . . . . 11
Марцинковская Т. Д., Полева Н. С. Поколения эпохи транзитивности:
ценности,идентичность,общение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
ГусельцеваМ. С. Особенности межпоколенных отношений
в условиях транзитивного общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Изотова Е. И., Голубева Н. А., Гребенникова О. В. Феномен межпоколенной
трансмиссии в социокультурном и информационном пространствах
современности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
Цымбаленко С. Б. Взаимодействие поколений вновомсоциальном измерении 63
Адамьянц Т. З. Задачи и методы социоментального развития современной
молодежи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
К проблеме понимания поколений
РозинВ.М.Какможнопомыслитьпредставление о будущихпоколениях . . . 78
Анисимов О. С. Диалектика субъективного и надсубъективного
в явлениипреемственности поколений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Марков В.Н. Преемственность поколений в эпоху всеобщей связи . . . . . . . 96
Характер и особенности функционирования поколений
в современном мире
Сергиенко Е. А., Эйдельман Г. Н. Молодое поколение в период
самоопределения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
ГинзбургМ. Р. Ценностносмысловые и пространственновременные
аспекты развития вподростковомиюношескомвозрастах . . . . . . . . . 125
ШинкаренкоЮ.В. Подросток вмире«собственныхкультур» . . . . . . . . . . 129
302
2017,№1 (89)
Стр.302
Сложности формирования
современного молодого поколения
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. «Цифровая» ситуация развития
межпоколенческих отношений: разрыв и взаимодействие
междуподросткамииродителями вИнтернете . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Иванов Д. В. Взаимосвязь акцентуаций характера и состояний агрессии
уподростков, употребляющихпсихоактивныевещества . . . . . . . . . . 144
Федоренко В. В., Белов В. Г. Соотношение агрессивности, алекситимии
итипа поведения уподростков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Ильин В. А., Хухлаев О. Е. Религиозная идентичность молодежи
в контексте психосоциальнойтеории развития . . . . . . . . . . . . . . . . 158
Задачи общества в воспитании нового поколения
Дармодехин С. В.Социальный институт воспитания:методология развития 165
Патрик О. О., Реут Д. В. Экзистенциальные основания межпоколенных
отношенийиих современнаяинструментализация . . . . . . . . . . . . . 179
Бондырева С. К. Общее и особенное в формировании отношения
современноймолодежи к действительностиивеесамоидентификации 189
Расторгуева Е. Н. Самоактуализация: самодетерминация
илисамотрансценденция?(Кпроблеме личностного развития) . . . . . . 194
Научные и научнопрактические исследования
В пространстве современной психологии
Носкова О. Г., Шадриков В. Д. Прикладная психология в России:
история, теорияиметодология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
В проблемном поле современного образования
Кондаков А.М. Обеспечение единства образовательного пространства
РоссийскойФедерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
Яковлев С. В. Теория воспитания в реализации Стратегии развития
воспитания в РоссийскойФедерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
Сознание и бессознательное
Петренко В. Ф. Магия бытовых вещей, ненавязчиво вводящих
визмененныесостояния сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
Колесов В. И. Соотношение категорий «сознание», «бессознательное»
(«подсознание», «надсознание»), «самосознание»,
представляющих человекамиру . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
Проблемы чувственной сферы в развитии человека
МазлумянВ.С.Отчувствительности—к духовности . . . . . . . . . . . . . . . 254
Мажуль Л. А. Истоки и функции эмоциональночувственной сферы.
I.Отаффекта—кэмоциональномуинтеллекту . . . . . . . . . . . . . . . . 262
Мельничук А. С.Убежденияличности как фактор эмоционального выгорания 279
303
Стр.303
Они остаются с нами
Петров В. М. Информационное мировоззрение—радикальный переворот
в мышлении (двадцать лет без Германа Алексеевича Голицына,
23.05.1937—02.09.1997) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290
Нашиавторы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294
304
Стр.304
World of psychology
Table of contents
Editorial Note. Future generations in creation of the future and the future in the
formation ofnewgeneration . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
and the future in formation of generations
Psychological aspects
of the intergenerational relations
and historical process. Problem situation and generations’ development features
in the modern world
Mikaylova I. G. The law of differentiation and integration ideals correlation with
the generationsdynamics of change . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Martsinkovskaya T. D., Poleva N. C. Generations of the era of transition:
values, identity, communication . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Guseltseva M. S. Features of intergenerational relations in the conditions
of transitive society . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Izotova E. I., Golubeva N. A., Grebennikova O. V. An intergenerational
transmission phenomenon in social, cultural and information spaces
of modernity . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
Tsymbalenko S.B. The generations’ interaction in thenewsocial dimension . . . . . 63
Adamyants T. Z. The modern youth’s social and mental development tasks
and methods . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
To the problem of the generation understanding
Rozin V.M.Howcan you think about the idea of future generations . . . . . . . . . . 78
Anisimov O. S. The dialectics of the subjective and super subjective
in thephenomenonof the succession of generations . . . . . . . . . . . . . . . . 88
Markov V.N. Thecontinuity of generations in the era of universal communication . . . 96
The generations’ functioning nature
and features in the modern world
Sergienko E. A., Eidelman G.N. The young generation in the selfdetermination
period . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Ginzburg M. R. Valuesemantic and spatialtemporal aspects of development
in the adolescence and youth age . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Shinkarenko Y. V.Ateenager in the world ofowncultures . . . . . . . . . . . . . . . 129
305
Generations’ functional loading in cultural
Future generations
2017,№1 (89)
Стр.305
The modern young generation’s formation complexity
Soldatova G. U., Rasskazova E. I. The intergenerational relationships’
developmentDigital situation: the gap and the interaction between adolescents
and parents in the Internet. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Ivanov D. V. The relationship of accentuations of character and states
of aggression in adolescentswhouse psychoactive substances . . . . . . . . . . 144
Fedorenko V. V., Belov V. G. Correlation of aggression, alexithymia and type
of behavior in adolescents . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Ilyin V. A., Khukhlaev O. E. The religious identity of youth in the context
of the psychosocial development theory . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
The tasks of society in the new generation upbringing
DarmodekhinS.V. Social institute of education: development methodology. . . . . 165
Patrick O. O., Reut D. V. Existential foundations of intergenerational relations
and their modern instrumentalization . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
Bondyreva S. K. General and special in the formation of the attitude
of modern youth to reality and its selfidentification. . . . . . . . . . . . . . . . 189
Rastorgueva E. N. Selfactualization: selfdetermination or selftranscendence?
(To the problem of personality’s development) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194
Scientific and scientificpractical studies
In the space of modern psychology
Noskova O. G., Shadrikov V. D. Applied psychology in Russia:
history, theory and methodology . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
In the problem field of the modern education
Kondakov A.M. Ensuring the unity of the educational space
of the RussianFederation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
Yakovlev S. V. The theory of education in the implementation of the strategy
for the development of education in the RussianFederation . . . . . . . . . . . 229
Consciousness and unconsciousness
Petrenko V. F. The magic of everyday things, unobtrusively bringing into
the consciousness altered states . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
Kolesov V. I. The correlation of the consciousness, unconscious
(subconscious, superconscious), selfconsciousness categories representing
manto the world . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
Problems of the sensory sphere in the person’s development
Mazlumyan V.S.Fromsensitivity to spirituality . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
Mazhul’ L. A. The origins and functions of the emotional and sensory sphere
I.Fromaffect to the emotional intelligence . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
Melnichuk A. S. Personality’s views as a factor of emotional burnout . . . . . . . . . 279
306
Стр.306
They stay with us
Petrov V.M. Information worldview—a radical revolution in thinking
(twenty years without Herman AlexeevichGolitsyn,
May23, 1937—September 2, 1997) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290
Ourauthors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298
307
Стр.307