В. Н. Марков Преемственность поколений в эпохувсеобщей связи ленных идеальных типов социализации, которые обозначены как жесткая, мягкая и социализа ция разрыва. <...> Анализ передаваемых при социализации знаний позволяет выделить три их после довательных уровня: информированность, эрудицию и деятельное понимание и сделать вывод о невозможности достижения последнего уровня без наличия «Значимого другого». <...> Предлагается мультисубъектная модель внутреннего мира человека, определяющаяся внутренней репрезента цией «Значимых других» в виде «Заслуженных собеседников». <...> В рамках такого понимания внут реннего мира на основе хорошо известных тенденций развития делается вывод о задержке у со временной молодежи эгоцентрической стадии развития. <...> Этот тип характерен для большей части исто рии человеческого общества и предполагает вариант социализации, сочета ющийсяс максимальной стабильностью культурной среды. <...> Общим контекстом жесткой социализации являются зна чительная социальная разобщенность и замкнутость социальных групп: родов, племен, поселений, существовавших каждое в рамках своей культуры, воз никновение которой сейчас лишь в некотором приближении может быть от несено к временам палеолита и неолита, когда такие формы существовали в наиболее чистом виде. <...> У нее была весьма примечательная система вербальных маркеров стадий развития члена общины. <...> Относительно недавнее прошлое (начиная с Нового времени) продемонстрировало стремительные (по историческим меркам) изменения социализации, основной причиной которых можно счи тать резкое ускорение развития общества, которое особенно наглядным ста ло в эпоху капитализма. <...> Объективным условием этого выступает промыш ленная революция, обеспечившая рост энерговооруженности рядовых чле нов общества, начиная от использования механизации (ткацкое дело) и энергии воды и ветра, последовательно переходя к эпохе паровых машин <...>