Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, 2017, № 70, вып. 1
Всероссийский научный журнал
Редакционная коллегия
Н. В. Наливайко
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор
НИИ ФО НГПУ
Н. Пелцова
заместитель
главного редактора,
доктор философских
наук, профессор
(Чехия)
Т. С. Косенко
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
Учредители:
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Институт
философии и права
СО РАН
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 6 раз в год
Журнал
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
коммуникаций
ПИ № 77-12553
от 26 апреля 2002 г.
© НИИ ФО НГПУ,
2017
Все права защищены
К. К. Бегалинова
Е. В. Брызгалина
А. Д. Герасёв
А. А. Грякалов
А. Ж. Жафяров
А. А. Корольков
Б. О. Майер
В. И. Панарин
Н. Пелцова
И. А. Пфаненштиль
Н. С. Рыбаков
Н. А. Ряписов
С. В. Иванова
О. Н. Смолин
В. С. Стёпин
В. В. Целищев
Я. С. Турбовской
Е. В. Ушакова
А. Хогенова
И. Сабо
А. Н. Чумаков
Н. М. Чуринов
C. Мендонса
доктор философских наук, профессор (Алматы, Казахстан)
кандидат философских наук, доцент (Москва, Россия)
доктор биологических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
доктор физико-математических наук,
чл.-корр. РАО (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор,
академик РАО (Санкт-Петербург, Россия)
доктор философских наук (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
доктор философских наук, профессор (Красноярск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Псков, Россия)
доктор экономических наук (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор, чл.-корр. РАО (Москва,
Россия)
доктор философских наук, профессор,
академик РАО (Москва, Россия)
академик РАН (Москва, Россия)
доктор философских наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН (Москва, Россия)
доктор философских наук, профессор (Барнаул, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
доктор PhD по педагогике, профессор (США)
доктор философских наук, профессор (Москва, Россия)
доктор философских наук, профессор (Красноярск, Россия)
доктор PhD по философии, профессор (Бразилия)
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ
Наливайко Н. В. (Новосибирск), Фотина О. В. (Пермь). Философский
уровень рефлексии специфики развития российского образования ........... 3
Пфаненштиль И. А., Яценко М. П. (Красноярск). Дискуссия
об историческом пути России и ее отражение в учебном познании .......... 13
Рубанцова Т. А. (Новосибирск). Современная парадигма образования:
традиции и инновации........................................................................................................ 23
Гайфуллин Р. Р. (Новосибирск). Включение образовательных процессов
в современное коммуникационное пространство ............................................... 41
Полянкина С. Ю. (Новосибирск). Общее проблемное содержание
процессов интеграции и дифференциации
в системе отечественного образования ..................................................................... 29
Степанова А. А. (Томск). Роль социальной памяти в формировании
современного образовательного пространства .................................................... 48
РАЗДЕЛ II
ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Крутько Е. А. (Новосибирск). Социально-философский анализ форм
отчуждения при изучении иностранных языков ................................................. 55
Стр.1
РАЗДЕЛ III
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Бабошина Е. Б. (Курган). К философии адаптации
как форме культурной идентификации личности ............................................... 60
Колесникова А. В. (Новосибирск). Образование
как личностное становление ............................................................................................ 69
Габедава И. Б., Евдокимова А. И. (Саратов). Аксиологические аспекты
профилактики аморального поведения обучающихся ...................................... 78
Косенко Т. С., Власюк Н. Н. (Новосибирск). Проблемы нравственного
воспитания подрастающего поколения
в условиях информационного общества .................................................................... 84
РАЗДЕЛ IV
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Жданова Н. С. (Магнитогорск). Формирование ценностных ориентаций
студентов в процессе изучения традиционной архитектуры Урала........ 109
Шаляпин О. В. (Новосибирск). Некоторые проблемы объемной формы
при изображении головы человека ........................................................................... 124
Кравченко К. А. (Новосибирск). Эстетические аспекты академического
рисунка ...................................................................................................................................... 117
Касатова Г. А., Седова Ю. С. (Магнитогорск). Аксиологические вопросы
профессиональной подготовки бакалавров (направление «Технология
художественной обработки материалов»)............................................................. 136
Лыкова Е. С. (Омск). Художественные средства выразительности
в детском рисунке ............................................................................................................... 129
РАЗДЕЛ V
ИНФОРМАЦИЯ
Стенограмма вебинара «Философско-педагогические основы
формирования патриотизма как государственной идеологии» ................ 143
Стенограмма вебинара «Учебные предметы “Философия”, “Педагогика”,
“Психология”: целевая предназначенность и неиспользованные резервы
в условиях глобализации» .............................................................................................. 150
Правила оформления статей для авторов
и заявление об этике публикаций и недобросовестной практике............ 163
Редакция журнала «Философия образования» признает требования
соблюдения этики научных публикаций и заявляет об отсутствии
злоупотреблений служебным положением.
Петрашень Е. П. (Санкт-Петербург). Методика преподавания ландшафтного
проектирования дизайнерам среды широкого профиля в СПБГУ ............... 97
Латыпов Р. А., Качалов В. Ю. (Казань). Значение высшего юридического
образования в кодексе административного судопроизводства РФ
и региональных институциональных соглашениях ............................................ 91
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
для публикации
основных научных
результатов
диссертаций
на соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Издание подготовлено
при финансовой
поддержке
ГОО «Новосибирское
философское
общество»
Редакторы
Е. А. Бутина,
В. И. Смирнова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной верстки
Н. А. Бутин
Набор
Т. С. Косенко,
Е. С. Сусуева
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
ул. Вилюйская, 28
т. 244-16-71
Подписано в печать
25.02.2017
Формат 70x100/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Усл.-печ. л. 16,0.
Уч.-изд. л. 17,5.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ № 55.
Издательство
СО РАН, 630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
2
Стр.2
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION, 2017, no. 70, issue 1
All-Russian scientific journal
Editorial Board:
N. V. Nalivayko
Editor-in-chief, Doctor
of Philosophical Sciences,
Professor, Director
of the Research Institute
of Philosophy of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical University
N. Pelcova
Assistant Editor-in-chief,
Doctor of Philosophical
Sciences, Professor
(Czech Republic)
T. S. Kosenko
Scientific Secretary
of the journal,
Candidate
of Philosophical Sciences
The founders
of the journal:
Novosibirsk State
Pedagogical University,
the Research Institute
of Philosophy
of Education Institute
of Philosophy and Law
of the Siberian Branch
of the Russian Academy
of Sciences
The journal is based
in 2001 Leaves 6 yearly
The journal is registered
by Federal service
on supervision
in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ 77-12553 from
April, 26th, 2002
© The Research Institute
of Philosophy
of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2017
All rights reserved
K. K. Begalinova
E. V. Bryzgalina
A. D. Gerasyov
A. A. Gryakalov
A. Zh. Zhafyarov
A. A. Korol’kov
B. O. Mayer
V. I. Panarin
N. Pelcova
I. A. Pfanenshtil
N. S. Rybakov
N. A. Ryapisov
S. V. Ivanova
O. N. Smolin
V. S. Stepin
V. V. Tselishchev
Ya. S. Turbovskoi
E. V. Ushakova
A. Hogenova
I. Sabau
A. N. Chumakov
N. M. Churinov
S. Mendonça
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Kazakhstan, Almaty)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow, Russia)
Doctor of Biological Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Saint-Petersburg, Russia)
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Corresponding
Member of the Russian Academy of Education
(Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Academician
of the Russian Academy of Education (Saint-Petersburg, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Czech Republic, Prague)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov, Russia)
Doctor of Economics Sciences (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Corresponding
Member of the Russian Academy of Education (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Academician
of the Russian Academy of Education (Moscow, Russia)
Academician of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academicianof the
Academy of Pedagogical and Social Sciences (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Czech Republic, Prague)
Doctor PhD of Pedagogy, Professor (USA)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk, Russia)
Doctor PhD of Philosophy, Professor (Brazil)
CONTENT
Part I. EDUCATIONAL SPACE AND THE PARADIGM OF EDUCATION
Pfanenshtil I. A., Yatsenko M. P. (Krasnoyarsk). Discussion about historical
path of Russia and its reflection in the learning cognition ...................................... 13
Gaifullin R. R. (Novosibirsk). Inclusion of educational processes
into modern communication space ................................................................................... 41
Polyankina S. Yu. (Novosibirsk). The overall problematic content
of the processes of integration and differentiation in the system
of Russian education................................................................................................................ 30
Stepanova A. A. (Tomsk). The role of social memory in modern educational
system ........................................................................................................................................... 48
Part II. LANGUAGE EDUCATION
Krutko E. A. (Novosibirsk). Socio-philosophical analysis of the forms
of alienation in the process of foreign languages learning ....................................... 56
Nalivaiko N. V. (Novosibirsk), Fotina O. V. (Perm). Philosophical level
of reflection on the development peculiarities of the Russian education ............. 4
Rubantsova T. A. (Novosibirsk). Modern paradigm of education:
traditions and innovations .................................................................................................... 23
Стр.3
Part III. FORMATION OF PERSONALITY
Baboshina E. B. (Kurgan). To the philosophy of adaptation as a form
of cultural identification of person ..................................................................................... 61
Kolesnikova A. V. (Novosibirsk). Education as the personality formation ............... 70
Gabedava I. B., Evdokimova A. I. (Saratov). Axiological aspects of prevention
of students’immoral conduct ................................................................................................ 78
Kosenko T. S., Vlasyuk N. N. (Novosibirsk). Problems of youths moral education
in the conditions of information society........................................................................... 84
Part IV. PEDAGOGICAL ASPECTS OF ART EDUCATION
Petrashen Е. P. (St. Petersburg). Methods of teaching the landscape design
for the environmental designers at St. Petersburg State University ..................... 97
Kravchenko K. A. (Novosibirsk). Aesthetic aspects of the academic drawing ...... 118
Shalyapin O. V. (Novosibirsk). Some problems
Zhdanova N. S. (Magnitogorsk). Formation of value orientations of students
in the study of traditional architecture of the Ural region ..................................... 109
Lykova E. S. (Omsk). Artistic means of expressiveness in children's drawings .... 129
Kasatova G. A., Sedova Yu. S. (Magnitogorsk). Axiological issues of professional
of the volume form when drawing the head of the person .................................... 125
training of bachelors (the training program «The technology of art processing
of materials») ........................................................................................................................... 137
Part V. INFORMATION
Transcript of the webinar «The philosophical and pedagogical foundations
of formation of patriotism as the state ideology» ...................................................... 143
Transcript of the webinar «The academic subjects “Philosophy”, “Pedagogy”,
“Psychology”: the targets and untapped reserves in the conditions
of globalization». ..................................................................................................................... 150
Formatting rules for authors and publication ethics
and malpractice statement ................................................................................................. 166
Latypov R. A., Kachalov V. Yu. (Kazan). The significance of higher
legal education in the code of administrative procedure
of the Russian federation and regional institutional arrangements...................... 92
PHILOSOPHY
OF EDUCATION,
2017, no. 70, issue 1
The journal is included
in the list of the
leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State
Commission
for Academic
Degrees and Titles
(VAK) for publication
of basic scientific
results
of the Candidate
of Science and
Doctor of Science
dissertations.
The journal is
included
in the Russian
scientific citation
index.
Editors
E. A. Butina,
V. I. Smirnova
Translator
L. B. Vertgeym
Electronic
make-up operator
N. A. Butin
Editors address:
630126 Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Tel. (383)244-16-71
Signed for printing
25.02.2017
Format 70x100/16.
Offset printing.
Offset paper.
Printer’s sheets:.17,5.
Publisher’s
sheets: 16.0.
Circulation
1000 issues.
Order № 55.
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
Стр.4