В данной статье автор исследует различные подходы к проблеме исторического пути России. <...> В частности, анализируются проявления этой дискуссии в образовательных системах. <...> Автор акцентирует внимание на различных интерпретациях отечественной истории. <...> В статье раскрываются важные характеристики российского народа, которые отражаются в конкретных исторических событиях. <...> Идеологи глобализации не заинтересованы в объективном изучении исторического прошлого, потому что история сохраняет идентичность социума. <...> Они используют историю в ее европоцентристском варианте, где нет места объективной оценке реального вклада каждого народа в мировую историю. <...> Ключевые слова: исторический путь, историческое сознание, учебное познание, идентичность социума, европоцентризм, историческое образование. <...> They use history in its Пфаненштиль И. А., Яценко М. П., 2017 Иван Алексеевич Пфаненштиль – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой глобалистики и геополитики Гуманитарного института, Сибирский федеральный университет. <...> Е-mail: ndubrovskaya@sfu-kras.ru Михаил Петрович Яценко – доктор философских наук, профессор кафедры глобалистики и геополитики Гуманитарного института, Сибирский федеральный университет. <...> Pfanenshtil – Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Chair of Global Studies and Geopolitics of the Humanitarian Institute, Siberian Federal University. <...> Mikhail P. Yatsenko – Doctor of Philosophical Sciences, Professor of the Chair of Global Studies and Geopolitics of the Humanitarian Institute, Siberian Federal University. <...> Актуальность проблем, связанных с выбором Россией своего исторического пути, значительно обострились в последние годы, что обусловлено как геополитическими, так и внутриполитическими трансформациями. <...> Проблема заключается в том, что часто своеобразие российского исторического пути западными историками рассматривается как выпадение нашей страны из общемирового контекста. <...> Подобные дискуссии, естественно, в той или иной степени затрагивают и образовательную сферу. <...> Как показывает практика, выбор модели, по которой будет <...>