Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ № 69 2016
Всероссийский научный журнал
Редакционная коллегия
Н. В. Наливайко
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор
НИИ ФО НГПУ
Н. Пелцова
заместитель
главного редактора,
доктор философских
наук, профессор
(Чехия)
Т. С. Косенко
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
Учредители:
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Институт
философии и права
СО РАН
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 6 раз в год
Журнал
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
коммуникаций
ПИ № 77-12553
от 26 апреля 2002 г.
© НИИ ФО НГПУ,
2016
Все права защищены
К. К. Бегалинова
Е. В. Брызгалина
А. Д. Герасёв
А. А. Грякалов
А. Ж. Жафяров
А. А. Корольков
Б. О. Майер
В. И. Панарин
Н. Пелцова
И. А. Пфаненштиль
Н. С. Рыбаков
Н. А. Ряписов
С. В. Иванова
О. Н. Смолин
В. С. Стёпин
В. В. Целищев
Я. С. Турбовской
Е. В. Ушакова
А. Хогенова
И. Сабо
А. Н. Чумаков
Н. М. Чуринов
C. Мендонса
доктор философских наук, профессор (Алматы, Казахстан)
кандидат философских наук, доцент (Москва, Россия)
доктор биологических наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия)
доктор физико-математических наук,
чл.-корр. РАО (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор,
академик РАО (Санкт-Петербург, Россия)
доктор философских наук (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
доктор философских наук, профессор (Красноярск, Россия)
доктор философских наук, профессор (Псков, Россия)
доктор экономических наук (Новосибирск, Россия)
доктор философских наук, профессор, чл.-корр. РАО (Москва,
Россия)
доктор философских наук, профессор,
академик РАО (Москва, Россия)
академик РАН (Москва, Россия)
доктор философских наук, профессор (Новосибирск, Россия)
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН (Москва, Россия)
доктор философских наук, профессор (Барнаул, Россия)
доктор философских наук, профессор (Прага, Чехия)
доктор PhD по педагогике, профессор (США)
доктор философских наук, профессор (Москва, Россия)
доктор философских наук, профессор (Красноярск, Россия)
доктор PhD по философии, профессор (Бразилия)
СОДЕРЖАНИЕ
Н. М. Чуринов как светоч сибирской философии ...................................................... 3
РАЗДЕЛ I
ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
Резников В. М. (Новосибирск). Философские и научные подходы
к проблеме индукции........................................................................................................... 20
Пронин М. А. (Москва). Вызовы мировоззрению разработчиков
технологий виртуальной реальности (TVR): философские, этические,
юридические и другие следствия ................................................................................. 46
Макулин А. В. (Архангельск). Философия и логика
визуального мышления ...................................................................................................... 34
РАЗДЕЛ II
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Гордиенко А. А. (Новосибирск). Советский непотребительский модерн,
постиндустриальная контрреволюция в России и инновационное
развитие. Статья 2. Срывы постсоветской модернизации
и инновационное развитие............................................................................................... 70
Сторожук А. Ю. (Новосибирск). Образование между наукой и культурой:
смена стиля мышления....................................................................................................... 28
Целищев В. В. (Новосибирск). Проблема семантической избыточности
и определенность континуум-гипотезы в теориях множеств
первого и второго порядков ............................................................................................... 9
Стр.1
Щербинина Л. Ф. (Барнаул). Отдельные аспекты контрольной
деятельности законодательного органа власти субъекта федерации
в юридическом образовании: правовой контекст ................................................ 89
Солодова Г. С. (Новосибирск). Еще раз о важности образования
(социологический подход) ................................................................................................ 83
Ерохина Е. А. (Новосибирск). Российский университет как инструмент
«мягкой силы» в условиях реформы высшего образования ........................... 95
Киселев А. А. (Томск). Социальные отношения
и молодежный социальный лидер ............................................................................. 104
РАЗДЕЛ III
КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ,
ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Загорулько Л. П. (Новосибирск). Языковое образование
как стратегия национальной безопасности государства ............................... 128
Воронцов П. Г. (Барнаул). Комплексный подход в педагогике
с позиции научной картины мира .............................................................................. 118
Медведев Л. Г. (Омск). Современные проблемы
эстетического воспитания учащихся ........................................................................ 134
РАЗДЕЛ IV
ВОПРОСЫ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Полотнянко К. Е., Полякова О. С., Терентьев М. С., Ушакова Е. В. (Барнаул).
Формирующе-воспитывающее воздействие физической культуры
на профессиональные качества будущего врача ................................................ 141
Колтыгина Е. В., Воронцов П. Г., Ушакова Е. В. (Барнаул). Общественное
здоровье и культура здорового образа жизни в вузовском образовании
современной России ........................................................................................................... 162
РАЗДЕЛ V
ИНФОРМАЦИЯ
Рецензия на книгу профессора
В. Н. Никитенко «Холизм и образование» ............................................................... 170
Правила оформления статей для авторов и заявление
об этике публикаций и недобросовестной практике ....................................... 177
Редакция журнала «Философия образования» признает требования
соблюдения этики научных публикаций и заявляет об отсутствии
злоупотреблений служебным положением.
Анкваб М. Ф. (Сухум, Республика Абхазия). Теоретические основы
системной реализации потенциала народной педагогики
в дошкольных образовательных учреждениях Республики Абхазия ...... 111
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
для публикации
основных научных
результатов
диссертаций
на соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Издание подготовлено
при финансовой
поддержке
ГОО «Новосибирское
философское
общество»
Редакторы
Е. А. Бутина,
В. И. Смирнова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
Роганов О. А., Воронцов П. Г., Шебалина Л. Г., Эртель В. А. (Барнаул).
Патриотизм и развитие волевых качеств молодежи
в спортивно-оздоровительной деятельности вуза ........................................... 151
электронной верстки
Н. А. Бутин
Набор
Т. С. Косенко,
Е. С. Сусуева
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
ул. Вилюйская, 28
т. 244-16-71
Подписано в печать
15.12.2016
Формат 70x100/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Усл.-печ. л. 17,3.
Уч.-изд. л. 18,6.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ № 357.
Издательство
СО РАН, 630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
Стр.2
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION № 69 2016
All-Russian scientific journal
Editorial Board:
N. V. Nalivayko
Editor-in-chief, Doctor
of Philosophical Sciences,
Professor, Director
of the Research Institute
of Philosophy of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical University
N. Pelcova
Assistant Editor-in-chief,
Doctor of Philosophical
Sciences, Professor
(Czech Republic)
T. S. Kosenko
Scientific Secretary
of the journal,
Candidate
of Philosophical Sciences
The founders
of the journal:
Novosibirsk State
Pedagogical University,
the Research Institute
of Philosophy
of Education Institute
of Philosophy and Law
of the Siberian Branch
of the Russian Academy
of Sciences
The journal is based
in 2001 Leaves 6 yearly
The journal is registered
by Federal service
on supervision
in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ 77-12553 from
April, 26th, 2002
© The Research Institute
of Philosophy
of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2016
All rights reserved
K. K. Begalinova
E. V. Bryzgalina
A. D. Gerasyov
A. A. Gryakalov
A. Zh. Zhafyarov
A. A. Korol’kov
B. O. Mayer
V. I. Panarin
N. Pelcova
I. A. Pfanenshtil
N. S. Rybakov
N. A. Ryapisov
S. V. Ivanova
O. N. Smolin
V. S. Stepin
V. V. Tselishchev
Ya. S. Turbovskoi
E. V. Ushakova
A. Hogenova
I. Sabau
A. N. Chumakov
N. M. Churinov
S. Mendonça
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Kazakhstan, Almaty)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow, Russia)
Doctor of Biological Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Saint-Petersburg, Russia)
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Corresponding
Member of the Russian Academy of Education
(Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Academician
of the Russian Academy of Education (Saint-Petersburg, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Czech Republic, Prague)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov, Russia)
Doctor of Economics Sciences (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Corresponding
Member of the Russian Academy of Education (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Academician
of the Russian Academy of Education (Moscow, Russia)
Academician of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Novosibirsk, Russia)
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academicianof the
Academy of Pedagogical and Social Sciences (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Czech Republic, Prague)
Doctor PhD of Pedagogy, Professor (USA)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow, Russia)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk, Russia)
Doctor PhD of Philosophy, Professor (Brazil)
CONTENT
N. M. Churinov as a torch of Siberian philosophy ............................................................. 3
Part I. THE PROBLEMS OF PHILOSOPHY AND METHODOLOGY OF SCIENCE
Reznikov V. M. (Novosibirsk). Philosophical and scientifical approaches
to the problem of induction .................................................................................................. 21
Makulin A. V. (Arkhangelsk). Philosophy and logic of visual thinking ....................... 35
Pronin M. A. (Moscow). Challenges to the world outlook of the developers
of technologies of virtual reality (TVR): philosophical, ethical, legal
and other consequences......................................................................................................... 47
Part II. THE PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF SOCIETY
AND THE EDUCATION SYSTEM
Gordienko A. A. (Novosibirsk). Soviet non-consumptive modern, post-industrial
counter-revolution in Russia and innovative development.
Storozhuk A. Yu. (Novosibirsk). Education between science and culture:
the shift of thinking styles ..................................................................................................... 28
Tselishchev V. V. (Novosibirsk). The problem of semantic redundancy
and certainty of the continuum hypothesis in axiomatic first
and second order set theories ................................................................................................ 9
Стр.3
Solodova G. S. (Novosibirsk). Once again on the importance of education
(a sociological approach) ....................................................................................................... 84
Paper 2. Failures of the post-Soviet modernization and innovative
development ................................................................................................................................ 71
Erokhina E. А. (Novosibirsk). Russian university as an instrument
of «soft power» in the conditions of higher education reform ................................ 96
Kiselev A. A. (Tomsk). Social relations and the youth social leader .......................... 104
Part III. THE PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT
OF SOCIETY AND THE EDUCATION SYSTEM
Ankvab M. F. (Sukhum, Republic of Abkhazia). Theoretical bases of systemic
realization of the potential of the national pedagogics
in preschool educational institutions of the Republic of Abkhazia ..................... 112
Zagorulko L. P. (Novosibirsk). Language education
as national security strategy of the state....................................................................... 128
Vorontsov P. G. (Barnaul). Comprehensive approach in pedagogics
from the perspective of scientific worldview .............................................................. 119
Medvedev L. G. (Omsk). Modern problems of aesthetic upbringing of pupils ...... 135
Part IV. THE ISSUES OF THE HEALTHY LIFESTYLE CULTURE
Polotnyanko K. E., Polyakova O. S., Terentyev M. S., Ushakova E. V. (Barnaul).
Formative-upbringing impact of physical training
on the professional qualities of the future doctor ..................................................... 142
Koltygina E. V., Vorontsov P. G., Ushakova E. V. (Barnaul). Public health
and healthy lifestyle in higher education of contemporary Russia..................... 163
Part V. INFORMATION
Review of the book "Holism and education" by Professor V. N. Nikitenko .............. 170
Formatting rules for authors
and publication ethics and malpractice statement ................................................... 180
Roganov O. A., Vorontsov P. G., Shebalina L. G., Ertel V. A. (Barnaul). Patriotism
and the development of the youth volitional powers during sports
and recreation activities in the higher education institution ............................... 152
Shcherbinina L. F. (Barnaul). Some aspects of the control activities
of the legislative authority of the subject of federation in legal education:
the legal context ......................................................................................................................... 90
PHILOSOPHY
OF EDUCATION
№ 69 2016
The journal is included
in the list of the
leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State
Commission
for Academic
Degrees and Titles
(VAK) for publication
of basic scientific
results
of the Candidate
of Science and
Doctor of Science
dissertations.
The journal is
included
in the Russian
scientific citation
index.
Editors
E. A. Butina,
V. I. Smirnova
Translator
L. B. Vertgeym
Electronic
make-up operator
N. A. Butin
Editors address:
630126 Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Tel. (383)244-16-71
Signed for printing
15.12.2016
Format 70x100/16.
Offset printing.
Offset paper.
Printer’s sheets: 17,3.
Publisher’s
sheets: 18,6.
Circulation
1000 issues.
Order № 357.
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
Стр.4