ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ И ПСИХОЛОГОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ Учебная программа «Психология семьи и семейное консультирование» Направление: психология – 030300* Елизаров А.Н. <...> Начало в Вестнике психосоциальной и коррекционнореабилитационной работы» № 4-2013, № 1-2014 3 Работа с семейными факторами детского аутизма Рассматриваемые вопросы: Признаки, возможные причины, пути генезиса детского аутизма. <...> Факторы детского аутизма, имеющие свои корни в особенностях внутрисемейного общения. <...> Общение с ребенком при: Высокой степени его отрешенности; Высокой степени его ранимости и чувствительности в контактах. <...> Ярко выраженной потребности в постоянном эмоциональном участии близких, их положительной оценке. <...> Работа психолога-консультанта с проблемами в родительскоюношеских взаимоотношениях Рассматриваемые вопросы: Причины возникновения родительско-юношеских конфликтов, особенности их протекания в различных условиях, непосредственные и отдаленные последствия. <...> Родительско-юношеские конфликты, в основе которых лежат семейные треугольники, работа с ними. <...> Родительско-юношеские конфликты, в основе которых лежит слабая способность родителей помочь своим детям в проблемах, связанных с формированием мировоззрения. <...> Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. <...> Избыточный учет чужого мнения о себе в отношениях между мужчиной и женщиной как проблема психологического консультирования. <...> Сильное влияние на поведение мужчины ценностных ориентаций, связанных с философией, наукой, искусством, религией, потребностями человечества в целом как проблема психологического консультирования. <...> Сильное влияние на поведение женщины ценностных ориентаций, связанных с философией, наукой, искусством, религией, потребностями человечества в целом как проблема психологического консультирования. <...> 7 Слабое влияние на поведение мужчины ценностных ориентаций <...>
Вестник_психосоциальной_и_коррекционно-реабилитационной_работы_№2_2014.pdf
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ПО ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
И ПСИХОЛОГОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ
Учебная программа «Психология семьи и семейное
консультирование» Направление: психология – 030300*
Елизаров А.Н.
Работа с семейными причинами детской тревожности и
детских страхов
Рассматриваемые вопросы:
Семейные причины детской тревожности и детских страхов.
Методика работы с детской тревожностью и детскими
страхами с помощью рисунков.
Игры, которые используются при работе со страхами и
тревожностью: Пятнашки, Жмурки, Прятки, «Кто первый»,
«Быстрые ответы». Их модификации.
Цикл игр «Противоборство»: «Поединок», «Стрельба из
лука», «Сражение», «Противоборство с бесчувственными и
агрессивными объектами (роботами)».
Игры, которые проводятся с несколькими семьями сразу или
членами расширенной семьи, чтобы закрепить полученные
результаты в преодолении страхов: Мяч в кругу,
Проникновение и выход из круга, Сжатие, Пролезание,
Автобус, Коридор, Игры «Футбол» и «Регби», Кочки,
Восхождение.
Игры-драматизации. Сочинение и проигрывание историй.
Игра «Путешествие к Бабе Яге и Кощею».
Используются конспекты лекций и материалы учебного
пособия: Елизаров А.Н. Психологическое консультирование
семьи: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось89»,
2008. Страницы 244 – 262.
* Продолжение. Начало в Вестнике психосоциальной и коррекционнореабилитационной
работы» № 4-2013, № 1-2014
3
Стр.1
Работа с семейными факторами детского аутизма
Рассматриваемые вопросы:
Признаки, возможные причины, пути генезиса детского
аутизма. Факторы детского аутизма, имеющие свои корни в
особенностях внутрисемейного общения.
Общение с ребенком при:
Высокой степени его отрешенности;
Высокой степени его ранимости и чувствительности в
контактах.
Высокой степени его безразличия и холодности к близким,
стремлении поступать им «назло».
Ярко выраженной потребности в постоянном эмоциональном
участии близких, их положительной оценке.
Используются конспекты лекций и материалы учебного
пособия: Елизаров А.Н. Психологическое консультирование
семьи: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось89»,
2008. Страницы 263 – 281.
Работа психолога-консультанта с проблемами в родительскоюношеских
взаимоотношениях
Рассматриваемые вопросы:
Причины возникновения родительско-юношеских
конфликтов, особенности их протекания в различных условиях,
непосредственные и отдаленные последствия. Объяснение
родителям причин негативизма в юношеском возрасте.
Родительско-юношеские конфликты, в основе которых лежат
семейные треугольники, работа с ними.
Родительско-юношеские конфликты, в основе которых лежит
слабая способность родителей помочь своим детям в
проблемах, связанных с формированием мировоззрения.
Методика работы с деструктивными родительскоюношескими
конфликтами путем развития социальновоспитательного
потенциала семьи.
Межэтнические отношения и помощь родителей своим детям
в плане формирования у них мировоззрения.
Межэтническая и иная нетерпимость как предмет бесед
между родителями и детьми.
4
Стр.2
Деструктивные конфликты, в основе которых лежит
неудовлетворенная потребность родителей во внимании со
стороны взрослеющих или взрослых детей.
Деструктивные конфликты, в основе которых лежит скрытое
манипулирование одного другим: как помочь человеку
избавиться от скрытого манипулирования.
Используются конспекты лекций и материалы учебных
пособий:
Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного
психологического консультирования: Учебное пособие. - 3-е
изд., перераб. и доп. - М.: «Ось-89», 2007. Страницы 263 – 281.
Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи:
Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89»,
2008. Страницы 343 – 367.
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы
семейного консультирования: Учебное пособие. – М.:
Гардарики, 2004. Страницы 214 – 237.
Темы контрольных работ
Структура семьи и системы ее поддержания.
Субсистемы семьи. Субсистема супружеской пары.
Субсистема родителей и субсистема детей.
Методы работы с семьей в рамках структурной модели.
Основанная на опыте модель работы с семьей.
Теория семейных систем Мюррея Боуэна.
Работа с семьей в рамках системного подхода Берта
Хеллингера.
Нарушения межличностной коммуникации в семье.
Психологические особенности супружеских отношений.
Психологические особенности детско-родительских
отношений.
Процессы распада и дестабилизации семейных отношений.
Индивидуальные стратегии поиска потенциального брачного
партнера.
Неконструктивные установки супругов на брак и работа с
ними.
5
Стр.3