ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ШКОЛЬНОГО БИБЛИОТЕКАРЯ ПРИЛОЖЕНИЕ К ЖУРНАЛУ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА» Серия 2 Выпуск 1 АНТОН СЕМЁНОВИЧ МАКАРЕНКО 1(13) марта 1888 – 1 апреля 1939 К 125летию со дня рождения ВЫСТАВКА В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ Москва «Школьная библиотека» 2013 А.С. Макаренко. <...> 13 марта 2013 года исполняется 125 лет со дня рождения Антона Семёновича Ма каренко. <...> Трудно найти в истории педагогики и литературы чело века, столь же удачно соединившего в себе две эти взаимодополняющие грани большо го и цельного творческого таланта. <...> Педагогические сочинения А.С. Макаренко граничат по форме с художественной публицистикой, а художественные произведения являются своего рода педагогичес кими исследованиями. <...> В своих книгах Макаренко оставил нам художественные портреты тех, чьи души фор мировал при жизни. <...> автобиографии колонистов из Куряжа, Ан тон Семёнович написал: «Ограничиться сочувствием и жалостью к ним я не имел права. <...> Думается, эта формула определяет и суть литературного творчества Макаренко, и выражает его жизненное кредо в целом. <...> . В текстовой части выпуска вашему вниманию предлагаются: ● Сведения о жизни и творчестве А.С. Макаренко; ● «Начало фанфарного марша» (литературная постановка по первой части «Педа гогической поэмы»); ● Материалы к проведению массовых мероприятий по «Педагогической поэме» А.С. Макаренко: «Судьбы героев Макаренко (материалы для беседы)»; «Удивитель ный человечище» (беседа у книжной выставки) и др. <...> Семен КАЛАБАЛИН (в «Педагогической поэме» — колонист Семен Карабанов) 1 НАЧАЛО ПУТИ Антон Семёнович Макаренко родился 1(13) марта 1888 года в г. Белополье Сумского уезда Харьковской губернии. <...> Родителям Макарен ко не пришлось учиться в школе. <...> В 1901 году семья пере ехала в Крюков — пригород Макаренкошкольник Семен Григорьевич и Татьяна Михайловна Макаренко. <...> 1917 год ЗАВКОЛ1 А.С. МАКАРЕНКО В сентябре 1920 года Антон Семёнович принимает предложение Полтавского губобрнадзора2 <...>
Профессиональная__библиотека_школьного_библиотекаря._Серия_2_№1_2013.pdf
ББК 74.200 + 83.3(2Рос=Рус)
М15
Составитель: Кудряшева Л.А.
Руководитель проекта: Коршунова Л.Е.
Макаренко Антон Семёнович [Изоматериалы; текст] / Сост.: Кудряшева Л.А.; Ру
ководитель проекта Л.Е.Коршунова. — М.: Русская школьная библиотечная ассоциа
ция, 2013. — 8 л. цв. ил. + 40 с. — (Профессиональная библиотека школьного библи
отекаря. Сер.2. Выставка в школьной библиотеке; Вып. 1. 2013). — Приложение к
журналу «Школьная библиотека».
К ШКОЛЬНОМУ БИБЛИОТЕКАРЮ
Дорогие коллеги!
13 марта 2013 года исполняется 125 лет со дня рождения Антона Семёновича Ма
каренко. Педагог и писатель… Трудно найти в истории педагогики и литературы чело
века, столь же удачно соединившего в себе две эти взаимодополняющие грани большо
го и цельного творческого таланта.
Педагогические сочинения А.С. Макаренко граничат по форме с художественной
публицистикой, а художественные произведения являются своего рода педагогичес
кими исследованиями. В этом выразились и личные свойства высокоодарённой нату
ры, и его новаторское восприятие педагогики как науки о воспитании и как искусства
воспитания.
В своих книгах Макаренко оставил нам художественные портреты тех, чьи души фор
мировал при жизни. Посылая М. Горькому автобиографии колонистов из Куряжа, Ан
тон Семёнович написал: «Ограничиться сочувствием и жалостью к ним я не имел права.
Я понял давно, что для их спасения я обязан быть с ними непреклонно требовательным,
суровым и твёрдым. Я должен быть по отношению к их горю таким же философом, как
они сами по отношению к себе (…). А те, кто дают себе труд переживать только сладкую
жалость и сахарное желание доставить этим детям приятное, те просто прикрывают своё
ханжество этим обильным и потому дешёвым для них детским горем».
Это символ веры Макаренко. И это его повседневный труд. Труд, создавший тыся
чам его воспитанникам такую юность, которая определила всю их дальнейшую
жизнь.
«Если бы ктонибудь спросил, как бы я мог в краткой формуле определить сущ
ность моего педагогического опыта, я бы ответил, что как можно больше требования к
человеку и как можно больше уважения к нему». Думается, эта формула определяет и
суть литературного творчества Макаренко, и выражает его жизненное кредо в целом.
Личность самого Макаренко может служить примером настоящего человека. «…Он
был для нас постоянно действующим, самым живым и убеждающим примером. Нам
хотелось хотя чемнибудь быть похожими на него: голосом, почерком, походкой, от
ношением к труду, шуткой… Каждый из нас имел право на сыновьи чувства к нему,
ждал отцовской заботы, требовательной любви от него и изумительно умно ими ода
ривался». (С.А. Калабалин).
В текстовой части выпуска вашему вниманию предлагаются:
● Сведения о жизни и творчестве А.С. Макаренко;
● «Начало фанфарного марша» (литературная постановка по первой части «Педа
гогической поэмы»);
● Материалы к проведению массовых мероприятий по «Педагогической поэме»
А.С. Макаренко: «Судьбы героев Макаренко (материалы для беседы)»; «Удивитель
ный человечище» (беседа у книжной выставки) и др.
На 1й с. обл.: Коммунары в Ялте. Из фотоальбома дзержинцев.
© Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013
© Кудряшева Л.А., 2013
Стр.2