КУРЯЖ, или «МЕТОД УДИВЛЕНИЯ» К середине 1920х годов быт колонии стал устойчиво благополучным. <...> И это благополучие скрывало в себе опасность остановки в развитии. <...> Макаренко приходит к важному выводу: «Не может быть допущена остановка в жизни коллектива». <...> Так рождается одна из плодот ворнейших идей его педагогики — учение о «завтрашней радости», о близких и далёких перспективах как о необходимых стимулах развития коллектива и личностей, из которых он состоит. <...> Вот почему, когда горьковцы получили предложение переселиться на террито рию бывшего Куряжского монастыря вблизи Харькова, где размещалась крайне запущен ная колония, Макаренко и все 120 колонистов с энтузиазмом решили: ехать! <...> Они настаивали на постепенном воз действии «благовоспитанных» горьковцев на куряжан, забывая о том, что возможно и об ратное влияние. <...> И Макаренко решает прибегнуть к открытому им «методу удивления», или «методу взрыва» — «мгновенному воздействию». <...> Эффект «молниеносного удара» 15 мая 1926 года сразу же определил крутой перелом в психологии большинства куряжан. <...> «Завоевание Куряжа» не только приобщило к жизни почти триста его обитателей, — оно подняло коллектив горьковцев на новую ступень, от крыв перед ним радостную перспективу помощи товарищам. <...> В течение четырёх лет колонисты переписывались с М. Горьким <...> «Самыми счастливыми днями в моей жизни и в жизни ребят» назвал Ма каренко три дня, проведённые Горьким в Куряже. <...> Горький писал: «Кто мог столь неузнаваемо изменить <…> сотни детей, так жестоко и ос корбительно помятых жизнью? <...> Колонисты действительно любят его и гово рят о нём тоном такой гордости, как будто они создали его…». <...> Выступали против воспитания в детях чувства долга и чес ти, называя их «буржуазными категориями». <...> И в особенности ругали за «военизацию», об виняя Макаренко в «аракчеевщи не», «командирской педагогике», «казарменной системе воспита ния». <...> Весной 1928 года Макаренко выступил <...>