ТИХОМИРОВА, Г.А. ИВАНОВА ПСИХОЛОГИЯ ЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ-БИБЛИОТЕКАРЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ШКОЛЬНОГО БИБЛИОТЕКАРЯ ПРИЛОЖЕНИЕ К ЖУРНАЛУ «ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА» Серия 1 Выпуск 4 ББК 78.073 И21 Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)» Иванова Г.А. <...> : (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря : Приложение к журналу «Школьная библиотека» : Серия 1 ; вып. <...> Н.А. Рубакин писал: «Педагогика чтения, чтобы быть эффективной, должна опираться на законы библиопсихологии». <...> Авторы его, много лет читавшие курс «Психология детского чтения» на библиотечно-информационных факультетах в Московском и Санкт-Петербургском вузах культуры, адресовав пособие педагогубиблиотекарю, ограничили объект рассмотрения психологией чтения школьников – самым сензитивным периодом читательского становления личности и оптимальным для установления связи чтения с когнитивном образовательным процессом. <...> В пособии рассматриваются такие вопросы, как сущность и мотивы чтения, психологические аспекты восприятия школьником художественного и научно-познавательного текста, чтение как творческий процесс, влияние когнитивных технологий на мыслительную деятельность школьника, психологические методы изучения читателя, библиотекарь как психолог чтения и др. <...> Главы 10‒12 и Приложение: Учебная программа по дисциплине «Психология детского и юношеского чтения», а также список терминов написаны Г.А. Ивановой. <...> Сущность чтения как психологического процесса / 11 Глава 2. <...> Мотивация чтения школьников и её разновидности / 61 Глава 4. <...> Возрастной подход к пониманию специфики чтения школьников / 87 Глава 5. <...> Влияние когнитивного процесса на мыслительную и читательскую деятельность школьников / 107 Глава 6. <...> Чтение художественной литературы как образное познание действительности / 133 Глава 7. <...> Место чтения в межличностном <...>
Профессиональная__библиотека_школьного_библиотекаря._Серия_1_№4_2016.pdf
В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ-БИБЛИОТЕКАРЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
ШКОЛЬНОГО БИБЛИОТЕКАРЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ К ЖУРНАЛУ
«ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА»
Серия 1
Выпуск 4
Стр.2
ББК 78.073
И21
Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати
и массовым коммуникациям в рамках федеральной целевой программы
«Культура России (2012–2018 годы)»
Иванова Г.А. Психология чтения школьников. [Текст] / Иванова Г.А.
Тихомирова И.И. Москва : РШБА, 2016. — 328 с. : (Профессиональная
библиотека школьного библиотекаря : Приложение к журналу «Школьная
библиотека» : Серия 1 ; вып. 4). — ISBN 978-5-91540-135-7.
Учебное пособие, адресованное школьным педагогамбиблиотекарям,
будет полезным также всем библиотекарям,
работающим с детьми, а также их родителям и учителям.
Н.А. Рубакин писал: «Педагогика чтения, чтобы быть эффективной,
должна опираться на законы библиопсихологии». Именно о законах
библиопсихологии и идёт речь в предлагаемом учебном пособии.
Авторы его, много лет читавшие курс «Психология детского чтения»
на библиотечно-информационных факультетах в Московском и
Санкт-Петербургском вузах культуры, адресовав пособие педагогубиблиотекарю,
ограничили объект рассмотрения психологией
чтения школьников – самым сензитивным периодом читательского
становления личности и оптимальным для установления связи чтения
с когнитивном образовательным процессом.
В пособии рассматриваются такие вопросы, как сущность и
мотивы чтения, психологические аспекты восприятия школьником
художественного и научно-познавательного текста, чтение
как творческий процесс, влияние когнитивных технологий на
мыслительную деятельность школьника, психологические методы
изучения читателя, библиотекарь как психолог чтения и др.
Главы 1‒9. а также «От авторов» и «Чтение... есть ли альтернатива?
(вместо заключения)» написаны И.И. Тихомировой. Главы 10‒12
и Приложение: Учебная программа по дисциплине «Психология
детского и юношеского чтения», а также список терминов написаны
Г.А. Ивановой.
ISBN 978-5-91540-135-7
© ООО «ИД ЛУч», 2016
© РШБА, 2016
© Иванова Г.А., Тихомирова И.И.
Стр.3
Г.А. Иванова,
И.И. Тихомирова
ПСИХОЛОГИЯ
ЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Учебно-методическое пособие
для педагогов-библиотекарей
Нам нужно вникнуть в сам факт существования богатого
внутреннего мира читателя, мира, вызванного к жизни
словом писателя.
М.В. Нечкина
Чтение – глубочайший экзистенциональный акт,
вовлекающий всё существо человека в работу смысла.
В. Варнава
Чтение – только начало. Творчество жизни – вот цель.
Н.А. Рубакин
Москва, 2016
Стр.4
Содержание
От авторов / 7
Глава 1. Сущность чтения как психологического процесса / 11
Глава 2. Психологические аспекты читательского восприятия / 31
Глава 3. Мотивация чтения школьников и её разновидности / 61
Глава 4. Возрастной подход к пониманию специфики чтения
школьников / 87
Глава 5. Влияние когнитивного процесса на мыслительную
и читательскую деятельность школьников / 107
Глава 6. Чтение художественной литературы как образное познание
действительности / 133
Глава 7. Чтение как творческий процесс и самовоспитание / 159
Глава 8. Чтение в контексте библиотерапии / 185
Глава 9. Место чтения в межличностном общении школьников / 207
Глава 10. Психологические аспекты читательской деятельности
учащихся в интернет-среде / 225
Глава 11. Психологические методы изучения читателей школьного
возраста / 237
Глава 12. Психологические компетентности педагога-библиотекаря
и его профессиональная подготовка / 267
Чтение… Есть ли альтернатива? (вместо заключения) / 288
Приложение
Учебная программа по дисциплине «Психология детского и юношеского
чтения (школьный период)» / 296
Список терминов / 324
/ 5 /
Стр.6