От ОбъЯСНИтЕЛЬНОГО ЧтЕНИЯ К твОрЧЕСКОмУ В конце XX века Россия переживала кризис чтения, подобный тому, какой переживает сегодня. <...> Педагоги пришли к выводу, что причиной является царившая в те годы методика объяснительного чтения, которая сводилась, как и нынче, к анализу текста и его пересказу. <...> Это было репродуктивное чтение, не учитывающее субъективного отношения ребёнка к читаемому произведению. <...> Оно не раскрывало образного и эмоционального содержания художественного произведения и не стимулировало личностного отклика читателя на прочитанный текст. <...> Умы педагогов всё увереннее захватывала идея творческого чтения. <...> Одна из первых в России книг о творческом чтении принадлежит перу профессора С.И. Абакумова – крупного языковеда, педагога и методиста, разработавшего оригинальную теорию и методику чтения. <...> Его книга так и называется – «Творческое чтение». <...> Вопрос о творческом чтении ставился в научных трудах психологов А.А. Потебни, разрабатывающего психологию творчества, И.Н. Бахтина, занимающегося самодеятельным театром. <...> Особое внимание он обратил на существующую отсталость практики чтения от всех научных новшеств. <...> В самом начале своей книги С.И. Абакумов подчеркнул разницу способа чтения научной и художественной литературы. <...> Абакумов, говоря о творческом чтении, сосредотачивал своё внимание именно на ней. <...> Он полагал, что литература как искусство слова имеет особое значение в жизни ребёнка, потому что соответствует характеру его мышления. <...> Художественная литература, по его словам, «восполняет» нашу жизнь, широко раздвигает границы человеческого опыта, увеличивает сумму наших знаний о жизни, утончает и уточняет эти знания. <...> Исходя из этих особенностей искусства слова и учитывая своеобразие детской психологии, С.И. Абакумов и создал свою методическую систему творческого чтения. <...> В эту систему входило выразительное чтение, творческое рассказывание, рассказ по аналогии, иллюстрирование, драматизация <...>