Мотив (лат. movere – приводить в действие, толкать) – это побуждение к деятельности, осознаваемая причина, психическое свойство, лежащее в основе выбора действий и поступков личности. <...> Мотивы в широком значении этого слова выполняют функцию смыслообразования, т. е. придают отраженной в индивидуальном осознании действительности личностный смысл. <...> Среди мотивов выделяют мотив функциональный, когда эмоциональное удовлетворение приносит сам процесс деятельности, и мотив, ориентированный только на результат (А.Г. Асмолов). <...> Суммирование мотивов чтения образует мотивацию – систему ожиданий, вызывающую активность человека. <...> Мотивацию иногда называют интенцией (лат. intention – cтремление) – направленностью сознания на какой-либо предмет, намерение сделать что либо. <...> Применительно к чтению термин «мотивация» используется в качестве причин и механизмов, определяющих направленность человека на общение с книгой и обуславливающих читательский спрос. <...> Опыт показывает, что мотивация чтения книг и иных печатных текстовых изданий у современных школьников в последние годы идет на спад. <...> Книжные тексты на фоне изобразительного ряда ребенку кажутся более сложными и менее выразительными. <...> При всей тенденции заметного отторжения современных детей от чтения печатных изданий чтение их продолжает оставаться / 63 / ПСИХОЛОГИЯ ЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ востребованным. <...> Уместно сказать, что исследователями детского чтения за рубежом замечено обратное явление, когда подростки отказываются от компьютера в пользу книги. <...> СтрУКтУра мОтИваЦИИ ЧтЕНИЯ В мотивации чтения психологи выделяют стимулы, потребности, интересы, цели и установки. <...> Стимулы чтения – это внешнее побудительное воздействие на выбор, восприятие и оценку литературы. <...> Являясь внешними по отношению к читателю, стимулы чтения влияют на читательское поведение, / 64 / ГЛАВА 3 / МОТИВАЦИЯ ЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ преломляясь в читательской психологии личности <...>