РОДОМ ИЗ ВОЕННОГО ДЕТСТВА: школа развивающего чтения (журнальный вариант). <...> Родом из военного детства: школа развивающего чтения: (чи таем, размышляем, выражаем в слове): методикобиблиографическое пособие для руководителей детского чтения, снабженное текстами литературных произве дений для обсуждения с подростками / И.И. Тихомирова. <...> У Кремлевской стены 4 И.И. Тихомирова РОДОМ ИЗ ВОЕННОГО ДЕТСТВА: школа развивающего чтения (читаем, размышляем, выражаем в слове) Методикобиблиографическое пособие для руководителей детского чтения, снабженное текстами литературных произведений для обсуждения с подростками Эпохой бессмертия мы рождены И помнить обязаны свято: Взрастило нас время, мы — дети войны, За нас умирали солдаты. <...> Павел Соколов ПРЕДИСЛОВИЕ На тему военного детства, говоря словами Виктора Драгунского, «у нас писанопереписано, читаноперечитано». <...> Я вижу мальчика Сережу из рассказа Андрея Платонова «Маленький солдат», Вальку из тор педного катера Аркадия Первенцева, юного поэта 7 Вову Лебедева из рассказа Валентина Каверина «Русский мальчик». <...> Среди них в моих глазах во весь рост встает хитрая девчонка из одноименного рассказа Сер геева Ценского, самоотверженный Гриша из про изведения Юрия Яковлева «Помните Гришу! <...> ». Как живые проходят передо мной безымянный маленький разведчик из рассказа Льва Кассиля «Рассказ об отсутствующем» и Коля Вихров из «Большого сердца» Бориса Лавренева и многие, многие другие. <...> Я вижу среди них не только маленьких солдат, но и тех, кто не был на фронте, но заменял отцов и братьев, ушедших на фронт, кто стоял у станков, кующих оружие для них, кто вместе с матерями сеял и убирал хлеб на полях, чтобы солдаты были сыты, кто сиротствовал, потеряв родителей под вражеской бомбежкой, кто помогал партизанам, поддерживал раненых, находящихся в госпита лях, кто вытаскивал их с поля боя, как это делала «Кнопка» из рассказа Каверина. <...> Я вижу и тех Леночек, Васей <...>
Школьная_библиотека_№3_2015.pdf
ШКОЛЬНАЯ
БИБЛИОТЕКА
Печатный орган Русской
школьной библиотечной
ассоциации
— ‡‰ÓÒÚ¸˛ ‚ÒÚÂÚËÎË Ì‡¯Ë ·Ë·ÎËÓÚÂÍ‡Ë ÌÓ‚Ó ÔÓÒÓ·ËÂ
».». “ËıÓÏËÓ‚ÓÈ ´–Ó‰ÓÏ ЛБ ‚ÓÂÌÌÓ„Ó ‰ÂÚÒÚ‚‡ª, Ò̇·Ê∏ÌÌÓÂ
ÚÂÍÒÚ‡ÏË ‰Îˇ Ó·ÒÛʉÂÌˡ Т Â·ˇÚ‡ÏË. ÇÚ¡ΠÔÓÒÚÓ ·ÂÒˆÂÌÂÌ,
ÓÒÓ·ÂÌÌÓ ‡ÍÚÛ‡ÎÂÌ Л Ò‚Ó‚ÂÏÂÌÂÌ ‚ ˛·ËÎÂÈÌ˚È „Ó‰. ƒÎˇ Ì‡Ò ˝ÚÓ
·Óθ¯Ó ÔÓ‰ÒÔӸ ‚ ‡·ÓÚÂ, χÚ¡Î, ÍÓÚÓ˚È ÏÌÓ„Ë ЛБ ̇Ò
‚ˇ‰ ОЛ ÒÏÓ„ÎË ·˚ ̇ÈÚË Ò‡ÏÓÒÚÓˇÚÂθÌÓ. ŒÚ ‚ÒÂı ·Ë·ÎËÓÚÂ͇ÂÈ
ÂÎËÁÓ‚ÒÍËı ¯ÍÓÎ ¬‡Ï, »Ë̇ »‚‡Ìӂ̇, Ó„ÓÏÌÓ ÒÔ‡ÒË·Ó! «‰ÓÓ‚¸ˇ
¬‡Ï Л ‰Ó΄Ëı ÔÎÓ‰ÓÚ‚ÓÌ˚ı ОВЪ ÊËÁÌË!
— ·Óθ¯ËÏ Û‚‡ÊÂÌËÂÏ
“‡Ú¸ˇÌ‡ ÕËÍÓ·‚̇ ¡‡·ÂÌÍÓ,
Á‡‚Â‰Û˛˘‡ˇ ·Ë·ÎËÓÚÂÍÓÈ Ã¡Œ” œËÓÌÂÒ͇ˇ —Œÿ
≈ÎËÁÓ‚ÒÍÓ„Ó ‡ÈÓ̇, ‡Ï˜‡ÚÒÍÓ„Ó Í‡ˇ,
·ÛÂ‡Ú ÏÛÌˈËԇθÌÓÈ ÔÂÏËË ´«‡ ‚ÂÌÓÒÚ¸ ÔÓÙÂÒÒË˪
”‚‡Ê‡Âχˇ “‡Ú¸ˇÌ‡ ÕËÍÓ·‚̇,
‰ÓÓ„Ë ̇¯Ë ˜ËÚ‡ÚÂÎË, ÍÓÎ΄Ë!
œÂʉ ‚Ò„Ó, ıÓ˜ÂÚÒˇ Ôӷ·„Ó‰‡ËÚ¸ ͇Ϙ‡ÚÒÍËı ·Ë·ÎËÓÚÂ͇ÂÈ
Á‡ ‰Ó·˚ ÒÎÓ‚‡ ‚ ‡‰ÂÒ Ì‡¯Â„Ó Î˛·ËÏÓ„Ó ‡‚ÚÓ‡, МВЫЪУПЛПУИ,
Ô‰‡ÌÌÓÈ Ò‚ÓÂÏÛ ‰ÂÎÛ, ÏÛ‰ÓÈ »ËÌ˚ »‚‡ÌÓ‚Ì˚ “ËıÓÏËÓ‚ÓÈ
Л Â∏ ÌÓ‚ÓÈ ÍÌË„Ë.
¬ ≈ÎËÁÓ‚ÒÍÓÏ ‡ÈÓÌ ‡Ï˜‡ÚÒÍÓ„Ó Í‡ˇ „·‚‡ ‡‰ÏËÌËÒÚ‡ˆËË
ƒ.¬. «‡ÈˆÂ‚ Û‰ÂΡÂÚ ÔËÒڇθÌÓ ‚ÌËχÌË ¯ÍÓθÌ˚Ï ·Ë·ÎËÓÚÂ͇Ï,
ÍÓÚÓ˚Â Т 2011 „Ó‰‡ Ó·˙‰ËÌËÎËÒ¸ ‚ „ËÓ̇θÌÓ ÓÚ‰ÂÎÂÌËÂ
–ÿ¡¿. ¬Ó „·‚Â Т МЛП ‚Òˇ ‡‰ÏËÌËÒÚ‡ˆËˇ ÔËÌËχÂÚ Ò‡ÏÓÂ
‡ÍÚË‚ÌÓ ۘ‡ÒÚË ‚Ó ‚ÒÂı χүڇ·Ì˚ı ÏÂÓÔˡÚˡ, ÔÓÒ‚ˇ˘ÂÌÌ˚ı
‡ÒÔÓÒÚ‡ÌÂÌ˲ ˜ÚÂÌˡ Л ÍÌË„Ë ÒÂ‰Ë ¯ÍÓθÌËÍÓ‚, ‚ ‡ÎËÁ‡ˆËË
ÔÓÂÍÚ‡ –ÿ¡¿ ´◊ËÚ‡˛˘‡ˇ χχ у ˜ËÚ‡˛˘‡ˇ ̇ˆËˇª. »ÏÂÌÌÓ
ÔÓ˝ÚÓÏÛ Í‡Ï˜‡ÚÒÍË ¯ÍÓθÌ˚ ·Ë·ÎËÓÚÂÍ‡Ë Ô‚˚ÏË ‚ ÒÚ‡ÌÂ
ÔÓÎÛ˜ËÎË ˝ÎÂÍÚÓÌÌÛ˛ ‚ÂÒ˲ ËÁ‰‡Ìˡ ÍÌË„Ë ».». “ËıÓÏËÓ‚ÓÈ
´–Ó‰ÓÏ ЛБ ‚ÓÂÌÌÓ„Ó ‰ÂÚÒÚ‚‡ª.
–‰‡ÍˆËˇ ̇¯Â„Ó ÊÛ̇· ЫКВ ÔÓÎۘ˷ УЪ ÌËı ÌÂÒÍÓθÍÓ Á‡Ï˜‡ÚÂθÌ˚ı
ÓÚÁ˚‚Ó‚ ‚ ‡‰ÂÒ ˝ÚÓÈ ÍÌË„Ë. ›ÚÓ М‡ЪУОНМЫОУ Ì‡Ò Ì‡
Ï˚Òθ ÒÓ˜ÌÓ ÓÔÛ·ÎËÍÓ‚‡Ú¸ Â∏ ÔÓÎÌ˚È ЪВНТЪ ‚ ÒÔˆˇθÌÓÏ ‚˚ÔÛÒÍÂ
ÊÛ̇·, ˜ÚÓ·˚ ҉·ڸ ˝ÚÛ ‚‡ÊÌÛ˛ ÍÌË„Û ·ÓΠ‰ÓÒÚÛÔÌÓÈ.
Õ‡‰ÂÂÏÒˇ, ˜ÚÓ ·Î‡„Ó‰‡ˇ ˝ÚÓÏÛ Â¯ÂÌ˲ ¯ÍÓθÌ˚ ·Ë·ÎËÓÚÂ͇Ë
–УТТЛЛ ТУ‚ПВТЪМУ Т ФВ‰‡„У„Л˜ВТНЛПЛ НУООВНЪЛ‚‡ПЛ ¯НУО ТПУ„ЫЪ
̇ ‚˚ÒÓÍÓÏ Í‡˜ÂÒÚ‚ÂÌÌÓÏ, ˝ÏÓˆËÓ̇θÌÓÏ, ‰ÛıÓ‚ÌÓÏ ÛÓ‚ÌÂ
ÔÓ‚ÂÒÚË œ‡Á‰ÌËÍË ˜ÚÂÌˡ, Í·ÒÒÌ˚ ÛÓÍË, ÎËÚ‡ÚÛÌ˚ ‚˜‡
Л ‰Û„Ë ÏÂÓÔˡÚˡ, ÔÓÒ‚ˇ˘ÂÌÌ˚ 70-ÎÂÚ˲ Ôӷ‰˚ ‚ ¬ÂÎËÍÓÈ
ŒЪВ˜ВТЪ‚ВММУИ ‚УИМВ.
ÌËÊÌ˚È ‚‡Ë‡ÌÚ ˝ÚÓ„Ó ÔÓÒӷˡ Á‡Ô·ÌËÓ‚‡Ì ‚ œËÎÓÊÂÌËË
Н ÊÛ̇ÎÛ ´ÿÍÓθ̇ˇ ·Ë·ÎËÓÚÂ͇ª, ‚ ÒÂËË ´¬ ÔÓÏÓ˘¸ Ô‰‡„Ó„Û·Ë·ÎËÓÚÂ͇˛ª
(‚˚Ô. 1, 2015).
¿ Ú‡ÍÊ ÒÓÓ·˘‡ÂÏ, ˜ÚÓ Ï˚ ÔÓÎÛ˜ËÎË Òӄ·ÒË УЪ ».». “ËıÓÏËÓ‚ÓÈ
̇ ‡ÁÏ¢ÂÌË ÔÓÎÌÓ„Ó ÚÂÍÒÚ‡ ÍÌË„Ë ´–Ó‰ÓÏ ЛБ ‚ÓÂÌÌÓ„Ó
‰ÂÚÒÚ‚‡ª ̇ ÔÓڇΠ–ÿ¡¿.
Œ˜Â̸ ̇‰ÂÂÏÒˇ, ˜ÚÓ ˝ÚÓ ËÁ‰‡ÌË ÒÚ‡ÌÂÚ ÔÓ‰‡ÍÓÏ ‚ÒÂÏÛ Ì‡¯ÂÏÛ
ÔÓÙÂÒÒËÓ̇θÌÓÏÛ ÒÓÓ·˘ÂÒÚ‚Û НУ ‰Ì˛ ¬ÂÎËÍÓÈ œÓ·Â‰˚.
–‰ÍÓÎ΄ˡ
Компьютерная верстка:
Т.В. ПОЛИНА
Наш новый адрес:
119017 Москва,
Б. Толмачевский пер., д. 3, к. 29
Тел. 8(903) 6159036
Email: rusla@rusla.ru
Портал: www.rusla.ru
Присланные материалы
не возвращаются и не рецензируются.
Воспроизведение материалов или их
фрагментов возможно только
с письменного разрешения редакции.
Свидетельство о регистрации
средства массовой информации
ПИ № 7714253 от 20 декабря 2002 г.
Подписные индексы по каталогу
«РОСПЕЧАТЬ» на полугодие — 18220, на
год — 85130; По каталогам: ГАЛ— 43951;
Урал-пресс — 18220; АРЗИ — 43951
Формат 60х84 1/8.
Тираж 5000 экз. Заказ
Подписано в печать 10.04.15
© Русская школьная библиотечная
ассоциация, 2015
Отпечатано в полном соответствии
с качеством предоставленного электронного
оригиналмакета в типографии ОАО «Альянс
«Югполиграфиздат», ВПК «Офсет» 400001
Волгоград, ул. КИМ, 6.
Тел./факс: (8442) 266010, 974821, 974940.
№ 3–4–2015 (148–149)
Издается с января 2000 г.
Издатель:
Русская школьная библиотечная
ассоциация
Главный редактор
Т.Д. ЖУКОВА
Ответственный редактор
Л.Б. ЗУПАРОВА
Исполнительный директор
А.Б. ПЛОТНИКОВ
Письмо
номера
Стр.3
ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
///3–4 ‘2015
СОДЕРЖАНИЕ
Тихомирова И.И.
РОДОМ ИЗ ВОЕННОГО ДЕТСТВА:
школа развивающего чтения
(журнальный вариант).........................................................5
Предисловие ........................................................................5
От автора..............................................................................6
Раздел 1. Так началась война ............................................11
Раздел 2. Вместо отцов ......................................................18
Раздел 3. Сиротство ..........................................................27
Раздел 4. Память сердца ...................................................38
Раздел 5. В блокадном Ленинграде ...................................45
Раздел 6. Под властью оккупантов ....................................52
Раздел 7. Русские мальчики ..............................................63
Раздел 8. Вместе с партизанами.........................................74
Раздел 9. Маленькие разведчики .......................................82
Раздел 10. Они спасали раненых .......................................90
Раздел 11. В гостях у раненых бойцов ...............................98
Раздел 12. Будущие адмиралы .........................................107
Раздел 13. Храбрые девчонки и мальчишки .....................116
Раздел 14. Подвиги юных ................................................125
Раздел 15. Война и гуманизм ...........................................134
Раздел 16. Победа ............................................................143
Раздел 17. Возвращение ..................................................150
Алфавитный указатель авторов
и названий произведений .................................................158
Региональные представительства РШБА..........................159
Цыплякова С.П. Книга работает! ................................3 с. обл.
Редакционная коллегия:
Л.А. АБРАШКИНА
Н.А. БАРСУКОВА
Н.В. БУБЕКИНА
М.А. ВЕДЕНЯПИНА
А.И. ВИСЛЫЙ
С.Н. ГАЙФУТДИНОВА
2
Н.И. ГЕНДИНА
В.В. ЗВЕРЕВИЧ
Л.Е. КОРШУНОВА
Б.В. ЛЕНСКИЙ
Н.И. МИХАЙЛОВА
И.Б. МИХНОВА
М.М. САМОХИНА
А.В. СОКОЛОВ
О.Р. СТАРОВОЙТОВА
Ю.Н. СТОЛЯРОВ
И.И. ТИХОМИРОВА
В.П. ЧУДИНОВА
Стр.4