СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Н.П. Щетинина
Неизвестный А.В. Головнин:
экс-министр народного
просвещения как педагог-практик
(ê 195-ëåòèþ со дня ðîæäåíèÿ)
А.Б. Вифлеемский
Злоупотребление правом
автономных учреждений
9
Оценка реформаторской деятельности министра народного просвещения
Российской империи А.В. Головнина. Благотворительная деятельность
в родовом имении Гулынки Пронского уезда Рязанской губернии.
18
Автономные образовательные учреждения теоретически создаются для
благих целей, однако на практике органы государственной власти и местного
самоуправления используют их для того, чтобы осуществлять закупки
в обход требований закона, регламентирующего закупки для государственных
и муниципальных нужд. В скором времени вследствие злоупотребления
правом автономных учреждений могут пострадать и вполне законопослушные
автономные учреждения, лишившись одного из последних преимуществ
существующего правового положения автономных учреждений.
Е.А. Ямбург
Услужливый пиарщик
опаснее врага
Ответ «коллеге» В. Соловь¸ву
И.В. Бестужев-Лада
Цели образования:
идеал, оптимум, норма
34
Что изменилось в образовании и что станет наиболее востребованным
в XXI веке? Почему раннее и более полное выявление и развитие
способностей — задача школы? Что влечёт за собой разрыв поколений?
Как изменяется социальный заказ школе? На эти вопросы отвечает автор.
32
Реплика на комментарий телеведущего В.Соловьёва о доходах педагогов
и медиа-персон.
2
Народное образование 6’2016
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
Л.А. Ясюкова
Закономерности возрастного
развития: критический
анализ концепций
41
Сравнение исследований возрастной психологии отечественных и зарубежных
учёных. Критическое отношение отечественных психологов к предложенному
Л.С. Выготским пониманию закономерностей детского развития
— объяснение наблюдаемых случаев протестного поведения детей неблагоприятными
обстоятельствами развития. Доминирование в современной
психологии культурно-адаптационных концепций развития. Сравнительная
характеристика особенностей развития ребёнка в стабильные и кризисные
периоды.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
М.М. Поташник
Погружение во мрак
невежества
О.И. Дьякова,
Н.В. Никуличева
Внедрение инноваций:
почему падает мотивация
педагогических работников?
53
Примеры невежества в образовании и вне образования. Изменение
менталитета учителей, влекущее невежество. Невежество чиновников
от образования федерального и регионального уровней.
60
Изменения на примере внедрения информационных технологий.
Отрицание, формирование отношения к нововведению, распределение
в «группы по интересам» — естественные этапы управления изменениями
в педагогическом коллективе. Материальное и нематериальное поощрение
как эффективный механизм управления изменениями. Проблемы
разработки системы мотивации, сохранения авторских прав, подходов
к распределению нагрузки при внедрении дистанционного обучения.
Л.Н. Данилова
Экзаменационная система
в японском образовании
66
Коллективизм, общие условия получения образования, множество текущих
экзаменов, дифференциация на старшей ступени, отсутствие экзаменов
в старшей школе, национальные тесты, специальные репетиторские школы,
жёсткость требований к абитуриентам — характерные черты японской
системы образования, позволяющие ей занимать лидирующие места
в мировых международных рейтингах оценки результатов образования.
Консультации
Е.Л. Болотова 72
Сохранение педагогического стажа. Продолжительность уроков. Ограничения
в приёме учащихся в 10-й класс. Отчисление учащегося из школы
при его переходе в другое образовательное учреждение. Сдвоенные уроки.
Педагогическая нагрузка у мастера производственного обучения
в средней школе. Общий объём домашнего задания. Минимальная нагрузка
для сохранения педагогического стажа.
3
Народное образование 6’2016
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
А.А. Остапенко
Дидактический инструментарий:
от профессиональной
терминологии к организации
учебного процесса
Н.М. Свирина
Как изменяется
педагогический
арсенал учителя?
90
Какие способы обучения, методы, приёмы используют
современные педагоги? От чего отказывается учитель и какие
формы работы не приемлет? Как новые формы обучения
связаны и не связаны с любимыми надёжными способами
работы учителя, на которые он всегда может рассчитывать?
В.А. Стародубцев
Персональные средства
интернет-коммуникации:
организация обратной связи
98
Организация оперативной обратной связи (экспресс-опросов)
в классе по технологии Bring Your Own Device (BYOD),
что можно перевести как «принеси своё устройство». Цели
обратной связи и алгоритм действий учителя по созданию
и проведению опроса в режиме реального времени с помощью
сервиса Getkahoot.com. Опросы в компьютерных классах
и в классах, оборудованных интерактивной доской.
Д.А. Богданова
Об эволюции и комменсализме
в онлайновом образовании
102
Эволюционные изменения в массовых открытых онлайновых
курсах и проблема признания документов об окончании
МООКов традиционными обучающими структурами.
Экспериментальная попытка оценить МООКи, предлагаемые
разными платформами, используя методики, применяемые
для традиционных онлайн-курсов.
В.А. Власенко
Как эффективнее
использовать Интернет?
Консультации
108
Ключевые дидактические понятия. Классификация методов
обучения. Организация учебного процесса.
75
Ответы на вопросы о комплектации образовательных
учреждений средствами мультимедиаоборудования
и возможности применения его в учебном процессе.
4
Народное образование 6’2016
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ
М.П. Гурьянова
Место жительства как
социальное пространство
воспитания
В.А. Абрамов,
А.А. Алексеев,
П.Н. Голосов
Земля отрадная Углече Поля
113
Социальная педагогика в жизни местных сообществ, консолидации
населения, решения важнейших проблем воспитания детей и поддержки
семьи.
116
В июне 2016 года вышла в свет книга «Храни родную землю»,
написанная авторами статьи с электронным краеведческим приложением
«Земля Отрадная», созданным угличскими тележурналистами
Е. Куликовой и И. Туркиным. Издание посвящено 80-летию
образования Ярославской области и десятилетней практике закона РФ
о местном самоуправлении. Анализ и оценка результатов комплексного
применения на поселенческом уровне угличского левобережья Волги,
практики местного самоуправления территорией Отрадновского сельского
поселения.
М.В. Залужная
Программно-целевой подход
в формировании
ответственного отцовства
Л.С. Ручко
Барьеры практик классного
руководства в современных
условиях
121
Проблема формирования ответственного отцовства в современном
российском обществе. Актуальность программно-целевого подхода
в решении проблемы: задачи, принципы, этапы. Функционирование
школы отцов, как инновационная форма сопровождения семей на базе
Центров помощи детям.
126
Сущность барьеров как основного фактора стимуляции, разрушения
деятельности, источника развития личности. Психологические,
компетентностные, административные барьеры в процессе воспитания.
Консультации
О.В. Козачек
Задайте вопрос психологу
133
О решении проблем детей, родителей и педагогов.
5
Народное образование 6’2016
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
ЖИЗНЬ В ПРОФЕССИИ
С.Д. Поляков
Владимир Абрамович
Караковский:
педагогика и личность
137
Воспоминания автора о роли известного педагога в профессиональном
становлении. Роль личности в педагогической науке.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ
М.А. Мазниченко,
Н.И. Нескоромных
Информационное
потребление подростков:
возможно ли педагогическое
управление?
143
Педагогическое управление информационным потреблением подростков
как актуальная задача педагогики. Классификация типовых сценариев
информационного потребления подростков и матрица для их
педагогического анализа. Педагогический инструментарий в решении
проблем информационного потребления подростков.
Стр.7