Московского университета Вестник Серия 14 ПСИХОЛОГИЯ Издательство Московского университета СОДЕРЖАНИЕ К 80-ЛЕТИЮ ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА КЛИМОВА Профессору Климову — 80! <...> . . . . . Ив а но в а Е. М. Субъектно-деятельностная концепция про фессионального труда Е.А. Климова и ее научно-практическая ценность . <...> . . Но сков а О. Г. Психология труда, инженерная психология и эргономика: историко-психологический анализ . <...> Творческий труд как личностно-образующее взаимодействие взрослых и детей . <...> А., Ти т ов а М. А. Саморегуляция функционального состояния на разных этапах профессионального развития . <...> «Вестник Московского университета», 2010 К 80-ЛЕТИЮ ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА КЛИМОВА ВЕСТН. <...> В течение последних 30 лет Е.А. Климов работает на факультете психологии МГУ им. <...> И сегодня Евгений Александрович много душевных сил и энергии отдает психологическому сообществу, психологической науке. <...> В настоящее время он продолжает руководить лабораторией «Психология профессий и конфликта» факультета психологии МГУ, является председателем докторского диссертационного совета МГУ по трем специальностям: психология труда, инженерная психология и эргономика; педагогическая психологии; общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки). <...> В данном выпуске журнала собраны работы по психологии труда, выполненные в русле идей Е.А. Климова его научными «детьми» и «внуками», единомышленниками и оппонентами. <...> Дело в том, что в моих «корочках» (в аттестате профессора) записана специальность «психология труда». <...> Он (А.А. Бодалев) позаботился и о том, чтобы мне предоставили квартиру (как-никак, я Беседу вела Анна Алексеевна Леонтьева, в 2006 г. — аспирантка ф-та психологии МГУ, ныне — ст. преп. <...> Когда я еще учился в Казанском университете и ходил в психиатрическую больницу (мой научный учитель — Вольф Соломонович Мерлин — дал мне на третьем курсе тему по трудотерапии), один мой наблюдаемый (душевнобольной) не без гордости <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_14._Психология_№2_2010.pdf
Московского
университета
Вестник
Серия 14 ПСИХОЛОГИЯ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
К 80-ЛЕТИЮ ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА КЛИМОВА
Профессору Климову — 80! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Факультет в эпоху перестройки: интервью с Е.А. Климовым . . . . . .
Ив а но в а Е. М. Субъектно-деятельностная концепция про фессионального
труда Е.А. Климова и ее научно-практическая
ценность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ст р е л ков Ю. К. Временна ´я форма профессионального опыта . . .
Но сков а О. Г. Психология труда, инженерная психология и эргономика:
историко-психологический анализ . . . . . . . . . . . . . . . .
То л о ч е к В. А. Проблема индивидуального стиля деятельности
в психологии: прошлое, настоящее и будущее . . . . . . . . . . . . . . .
Тютюнник В. И. Творческий труд как личностно-образующее
взаимодействие взрослых и детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Кононов а В. Н., Шме л е в А. Г. «ДДО» и «Профориентатор»: преемственность
отечественных профориентационных методик .
Бу я к а с Т. М. Становление стойкого интереса к профессиональной
деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ку знецов а А. С., Ери лов а В. А., Ти т ов а М. А. Саморегуляция
функционального состояния на разных этапах профессионального
развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Род и на О. Н., Пр у д ков П. Н. Сравнительное исследование мотивации
выбора профессии психолога студентами из Москвы
и Баку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Зо т ов а Н. Н. Происхождение ошибок старшеклассников при выборе
профессии и возможность их профилактики . . . . . . . . . . . . . . . .
Ми х е е в В. А. Три опорных момента профессионального образования:
из опыта проведения занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Мо т ь к и на Ю. В. Опережающая рефлексия в контексте изучения
потенциала профессионального развития руководителей . . . .
4
5
15
23
32
43
52
63
75
83
93
102
111
121
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 2 • 2010 • АПРЕЛЬ–ИЮНЬ
Выходит один раз в три месяца
Стр.1
MOSCOW UNIVERSITY BULLETIN (VESTNIK). SERIA 14. PSYCHOLOGY. 2010. N 2
CONTENTS
TO THE 80th ANNIVERSARY OF E.A. KLIMOV
Professor Klimov has turned 80! . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
The Faculty in the times of perestroika: E.A. Klimov's interview . . . . . . . .
Iv anov a E. M. E.A. Klimov's subject-activity concept of professional labour
and its scientific practical value . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
St r e l kov Yu. K. Temporal form of professional experience . . . . . . . . . . .
No s k o v a O. G. Psychology of labour, engineering psychology and
ergonomics: the historico-psychological analysis . . . . . . . . . . . . . . . . .
Tolo chek V. A. The problem of individual style of activity in psychology:
the past, the present and the future . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ty ut y u n n i k V. I. Creative activity as a personality-forming interaction of
adults and children. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Kononov a V. N., Shme l yov A. G. DDQ and «Professional orientator»:
The continuity of domestic occupational methods . . . . . . . . . . . . . . . .
Bu y a k a s T. M. Building up of consistant interest towards professional
activity . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ku z ne t s ov a A. S., Er i lov a V. A., Ti tov a M. A. Functional state selfregulation
at different stages of professional development . . . . . . . . . .
Ro d i na O. N., Pr ud kov P. N. A comparative study of the motivation of
becoming a psychologist among students from Moscow and Baku . . .
Zotov a N. N. Origin of errors of senior pupils when choosing a profession
and the possibility of their preventive maintenance . . . . . . . . . . . . . . .
Mi k he e v V. A. Three basic moments of vocational training: based on the
experience of conducting lessons . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Mot k i na Yu. V. The prospective reflection in connection with the study of
the potential of manager’s professional development . . . . . . . . . . . . . .
4
5
15
23
32
43
52
63
75
83
93
102
111
121
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2010
Стр.2
К 80-ЛЕТИЮ
ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА КЛИМОВА
Стр.3