№ 2 В. И. Тютюнник ТВОРЧЕСКИЙ ТРУД КАК ЛИЧНОСТНО-ОБРАЗУЮЩЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ Автор статьи сопоставляет игру и творческий труд как формы личностнообразующего взаимодействия ребенка и взрослого, показывает, что развитие личности ребенка зависит от общественной позиции взрослых. <...> Ключевые слова: творческий труд, игра, зона перспективного развития, психологическая структура самосознания личности как субъекта труда. <...> Анализ психологической литературы показывает, что на фоне многочисленных исследований сюжетно-ролевой игры дошкольников исследования детского труда представляют буквально «каплю в море». <...> Очевидно, это связано с тем, что с середины 1940-х гг. в советской психологии господствующей становится теория ведущих деятельностей, согласно которой сюжетно-ролевая игра признана «ведущей деятель ностью» в психическом развитии личности дошкольника (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) <...> . И хотя уже в 1946 г. С.Л. Рубинштейн высказал свое несогласие с таким подходом, теория ведущих деятельностей получила всеобщее признание и наложила определенный отпечаток на педагогическую практику. <...> .Вопреки общепринятой точке зрения мы склонны, не отрицая, конечно, значения игры, искать определяющих для формирования личности как общественного существа компонентов его образа жизни и в неигровой повседневной бытовой деятельности ребенка, направленной на овладение правилами поведения и включения в жизнь коллектива» (Рубинштейн, 1999, с. <...> Другой известный отечественный психолог, Б.Г. Ананьев, указывал на теоретические недостатки распространенной Тютюнник Владимир Иванович — докт. психол. наук, профессор кафедры психологии развития МПГУ. <...> E-mail: tutunnikvi@mail.ru 52 в советской психологии генетической, «возрастной» классификации видов или форм деятельности. <...> Как видим, на протяжении всей истории отечественной психологии теория ведущей деятельности переосмысливается (в частности <...>