Московского университета Cерия 20 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕОБРАЗОВАНИЕ Издательство Московского университета №1• 2015 •ЯНВАРЬ—МАРТ Выходит один раз в три месяца Вестник НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ Основан в ноябре 1946 г. СОДЕРЖАНИЕ Актуальный вопрос Попов Л.В. <...> Мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования . <...> Совершенствование профессиональной подготовки в об разовательном пространстве классического университета . <...> Инклюзивное образование: педагогическая технология фор мирования готовности будущихпедагогов . <...> №1 АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Л.В. <...> Попов (факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; fpo.mgu@mail.ru) Статья посвящена новому инструменту оценки вузов — монито рингу эффективности деятельности образовательных организаций выс шего образования. <...> Ключевые слова: высшее образование, мониторинг эффективности деятельности, инструмент оценки вузов. <...> Рассмотрение вопроса о мониторинге эффективности дея тельности образовательных организаций высшего образования целесообразно начать с краткого анализа так называемых целе вых ориентиров Минобрнауки России и планов деятельности министерства на 2013—2018 гг. <...> Итак, по плану министерства в рамках задачи “Повышение качества профессионального образования” к 2018 г. предусмат ривается, в частности, что 8 российских университетов войдут в ТОП200 ведущих мировых университетов, 49% занятого населе ния пройдут повышение квалификации или профессиональную переподготовку и произойдет существенный рост числа много функциональных центров прикладных квалификаций (от 42 цент ровв2013г. <...> Что касается “Показателей” на 2014 г., то для высшейшколы планируются, в частности, следующие результаты: “число рос сийских университетов, входящих в ТОП200 ведущих мировых университетов, согласно одному из глобальных рейтингов, — 2 единицы <...>
_Вестник_Московского_университета._Серия_20._Педагогическое_образование_№1_2015.pdf
Московского
университета
Cерия 20
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕОБРАЗОВАНИЕ
Издательство Московского университета
№1• 2015 •ЯНВАРЬ—МАРТ
Выходит один раз в три месяца
Вестник
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальный вопрос
Попов Л.В. Мониторинг эффективности деятельности образовательных
организаций высшего образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Педагогические размышления
Карпов А.О. Трансформация знаний и учебная рекурсия . . . . . . . . . 33
Новаковская Ю.В. О педагогике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Опыт практической педагогики
Пономарев Р.Е. Совершенствование профессиональной подготовки в об
разовательном пространстве классического университета . . . . . . 71
Фокин Ю.Г. Опыт и основные результаты разработки деятельностной
теории обучения в высшей школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Реалии педагогического образования
Хитрюк В.В. Инклюзивное образование: педагогическая технология фор
мирования готовности будущихпедагогов . . . . . . . . . . . . . . . 100
Слово мэтра
Писарев Д.И. Школа и жизнь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
Вперерывах между лекциями
Шейнов В.П. Смех— это бесплатное лекарство . . . . . . . . . . . . . . . 119
Стр.1
CONTENTS
Question of Present Interest
Popov L.V. Monitoring efficiency of educational institutions of higher edu
cation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Pedagogical Ideas
Karpov A.O. Knowledge transformation and educational recursion . . . . . . 33
Novakovskaya Yu.V. On the Pedagogy . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Experience of Practical Pedagogics
Ponomarev R.E. Improving professional training in the educational space
of classical university . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Fokin Yu.G. Experience and main results of the development the activity
theory for learning in higher education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Reality of Pedagogical Education
Khitryuk V.V. Inclusive education: educational technology readiness of for
mation of perspective of teachers . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
The Word of Master
Pisarev D.I. School and life . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
In the Interim Between Lectures
Sheinov V.P. Laughter is a best medicine . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
©Издательство Московского университета.
“Вестник Московского университета”, 2015
Стр.2
ВЕСТН.МОСК.УНТА.СЕР. 20.ПЕДАГОГИЧЕСКОЕОБРАЗОВАНИЕ. 2015.№1
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л.В. Попов
(факультет педагогического образования
МГУ имени М.В. Ломоносова; fpo.mgu@mail.ru)
Статья посвящена новому инструменту оценки вузов — монито
рингу эффективности деятельности образовательных организаций выс
шего образования. Рассматриваются концептуальные и практические
моменты мониторинга и работы Межведомственной комиссии по его
проведению, оцениваются его плюсы и минусы, а также возможные
направления развития этой деятельности.
Ключевые слова: высшее образование, мониторинг эффективности
деятельности, инструмент оценки вузов.
Рассмотрение вопроса о мониторинге эффективности дея
тельности образовательных организаций высшего образования
целесообразно начать с краткого анализа так называемых целе
вых ориентиров Минобрнауки России и планов деятельности
министерства на 2013—2018 гг. [1]. Разумеется, в этих планах нас
будет интересовать прежде всего проблематика высшей школы.
Итак, по плану министерства в рамках задачи “Повышение
качества профессионального образования” к 2018 г. предусмат
ривается, в частности, что 8 российских университетов войдут
в ТОП200 ведущих мировых университетов, 49% занятого населе
ния пройдут повышение квалификации или профессиональную
переподготовку и произойдет существенный рост числа много
функциональных центров прикладных квалификаций (от 42 цент
ровв2013г.до250в2018г.).Врамках задачи “Создание совре
менной инфраструктуры научных исследований” предполагает
ся реализация проекта “1000 лабораторий”, создание вместо 11
(в 2013 г.) инжиниринговых центров при ведущих российских
вузах 30 таких центров к 2018 г. Задача “Повышение международ
ной конкурентоспособности российской науки” предусматривает,
3
Стр.3