Новаковская (кафедра физической химии химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова; email: jvnovakovskaya@gmail.com) Педагогика—это одновременно и наука, и искусство воспитания и обучения ребенка или молодого человека. <...> Различия в менталитете, ха рактере мышления людей и восприятии ими новых идей определяются как генетикой, так и существующей из поколения в поколение систе мой ценностей. <...> Эти различия в свою очередь определяют восприимчи вость ребенка к разным методам обучения и воспитания. <...> При этом все более широко внедряемые в процесс обучения технические новинки неизбежно оказывают воздействие на психику, причем “игры” с умны ми устройствами могут не столько развивать, сколько приводить к об щей деградации и несерьезному отношению к учебе. <...> Педагоги должны быть очень хорошо образованными специалистами, эрудированными людьми и, главное, психологами, чтобы увлекать детей в мир знаний, возвращать им веру в справедливость, благородство и высшие идеалы, дабы они не воспринимали жизнь как бессмысленное существование в окружении непонимающих людей, а чувствовали внутреннюю потреб ность в размышлении, анализе, саморазвитии. <...> Современная же массо вая культура обедняет души, способствуя не развитию, а эмоциональ ной и духовной деградации человека, которая неизбежно влечет за собой деградацию интеллектуальную. <...> Педагогику обычно определяют как науку о воспитании и обу чении (образовании) человека, хотя в значительной степени это не наука, а искусство (умение) воспитывать и обучать в полном соответствии с оригинальным древнегреческим термином pai dagwgik»,вкотором ¥gw означает “вести”, а pai˜j — “дитя”. <...> Это умение вести за собой ребенка или молодого человека, не толь ко обучая его основам различных наук, но и прививая базовые принципы морали и этики, при отсутствии которых человек не полноценен, а общество в целом нежизнеспособно. <...> Человек в процессе своей эволюции утратил эти базовые <...>