Московского
университета
Вестник
Cерия 20
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕОБРАЗОВАНИЕ №4•2014 •ОКТЯБРЬ—ДЕКАБРЬ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальный вопрос
Боровских А.В. Игра как социальная и педагогическая проблема . . . . . . . . . .
Педагогические размышления
Лисичкин Г.В. Методика преподавания—второсортная наука? . . . . . . . . . . . 15
Купцов В.И. Проблема ценностных ориентаций в современном образовании. . . 22
Вербицкий А.А. Познавательный интерес в контекстной образовательной среде . . 40
СуходольскаяКулешова Л.В. Повышение воспитательного потенциала духовной
культуры личности как одна из главных задач российской образовательной
политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Реалии педагогического образования
Новаковская Ю.В. О “Концепции поддержки педагогического образования”. . . 64
События и годы
Кузьменко Н.Е., Лисичкин Г.В., Розов Н.Х., Рыжова О.Н. Юбилей одного педаго
гического ежегодника—детища химического факультета МГУ. . . . . . . . 72
Опыт практической педагогики
Новикова Г.В. Профессиональное здоровье и мотивация труда педагогов . . . . . 82
Студенова Т.Ю. Трансформация математических моделей в процессе эмпири
ческой интерпретации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Слово мэтра
Теплов Б.М. Способности и одаренность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
Голоса молодых
Громалова Н.А. Взаимосвязь жизненных ценностей студентов МГУ и успешно
сти их обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Чужая жизнь и берег дальний
Кривцова С.В. Феноменологическая педагогика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Указатель статей и материалов, опубликованных в журнале “Вестник Москов
ского университета. Сер. 20. Педагогической образование” в 2014 г. . . . . . 127
3
Выходит один раз в три месяца
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
Стр.1
CONTENTS
Question of present interest
Borovskih A.V. Social and pedagogical concept of game. . . . . . . . . . . . . . . .
Pedagogical Ideas
Lisichkin G.V. Is “Methods of teaching” a defective science? . . . . . . . . . . . . 15
Kuptsov V.I. An issue of value orientation of the modern education . . . . . . . . 22
Verbitskiy A.A. Cognitive interest in contextual educational environment . . . . . 40
SukhodolskayaKuleshova L.V. Morallyaesthetic context education potential of
the spiritual culture to personalities . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
Reality of Pedagogical Education
Novakovskaya Yu.V. On the “Concept of the support of development of pedago
gical education” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Events and years
Kuz’menko N.E., Lisichkin G.V., Rozov N.Kh., O.N. Ryzhova O.N. A Teacher’s
Almanac first published by MSU’s Faculty of Chemistry celebrates anniver
sary . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Experience of Practical Pedagogics
Novikova G.V. Professional health and labor motivation of teachers . . . . . . . . 82
Studenova T.Yu. Transformation of mathematic models in empirical interpreta
tion . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
The Word of Master
Teplov B.M. Talented and gifted . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
The Voices of the Youth
Gromalova N.A. The relationship between life’s values and training successfulness
of MSU students . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106
Foreign Life and Distant Land
Krivtsova S.V. Phenomenological pedagogy . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Index of Articles and Materials published in “Moscow University Bulletin. Se
ries 20. Pedagogical Department” in the Year 2014 . . . . . . . . . . . . . . 127
3
©Издательство Московского университета.
“Вестник Московского университета”, 2014
Стр.2
ВЕСТН.МОСК.УНТА.СЕР. 20.ПЕДАГОГИЧЕСКОЕОБРАЗОВАНИЕ. 2014.№4
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
ИГРА КАК СОЦИАЛЬНАЯ
И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
А.В. Боровских
(факультет педагогического образования
МГУ имени М.В. Ломоносова; email: fpo.mgu@mail.ru)
Обсуждается проблема использования игр в образовании. Затраги
ваются вопросы, связанные с пониманием сущности игры, с функциями
игр в образовании, с корректностью их употребления, с социальным
контекстом, с педагогической ответственностью.
Ключевые слова: игра, образование, педагогический результат, ин
терактивное взаимодействие, рефлексия.
“Что наша жизнь? — Игра!”. Эта фраза, вложенная в уста
драматического героя в минуту душевного надрыва и жизнен
ного кризиса, все более обретает черты не художественной мета
форы, а реальности нашего существования. Причем реальности
совершенно неясной, темной, нередко даже угрожающей.Содной
стороны, практика употребления игр в различных сферах деятель
ности демонстрирует нам как потрясающе положительные, так
и ужасающе негативные эффекты. С другой—теоретические ис
следования игру зачастую мистифицируют, превращая ее во все
проникающую сущность, якобы всеобщее начало человеческой
культуры, что делает ситуацию еще более неясной, ибо рассмот
рение при этом в качестве “игры” не только разнообразных сфер
деятельности, но и войны, и любви, и священнодействия стирает
различия в понимании сущностного различия этих, вообще го
воря, разных вещей. Слова ведь даны человеку для различения,
а не для смешения понятий, для прояснения, а не для затумани
вания сути дела. Поэтому необходимо не просто научиться от
личать на сущностном уровне игру от других видов деятельно
сти, но демистифицировать само понимание игры, сформировав
рациональнуюоснову как для ее исследования, так и для ее эффек
тивного употребления, прежде всего в образовании.
3
Стр.3