Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Обсерватория культуры

Обсерватория культуры №5 2010 (220,00 руб.)

0   0
Страниц150
ID279530
Аннотация«Обсерватория культуры» — многопрофильный журнал, предназначенный для отражения бытования не какой-либо одной области культуры, но культурного процесса во всем его многообразии, всех срезов культурной жизни общества. Доступность изложения помогает понять специфику и характер современных социокультурных процессов самому широкому кругу читателей. Театр и музыка, изобразительное искусство и кино, литература и архитектура, культурное наследие, музеи и библиотеки, культурный досуг и туризм — все эти сферы культуры находят свое место на страницах журнала, создавая, тем самым, целостное информационное поле культуры.
Обсерватория культуры .— 2004 .— 2010 .— №5 .— 150 с. — URL: https://rucont.ru/efd/279530 (дата обращения: 23.04.2024)

Также для выпуска доступны отдельные статьи:
АРТЕФАКТ КАК ЕДИНИЦА АНАЛИЗА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МИКРОДИНАМИКИ / Орлова (66,00 руб.)
ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / Шубаков (66,00 руб.)
ФЕНОМЕН ТВОРЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДЕЛОВ ОБЩЕСТВА / Струк (66,00 руб.)
ЛОКАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ / Дзякович (66,00 руб.)
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РУССКОГО СЕВЕРА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / Пермиловская (66,00 руб.)
СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ САМОБЫТНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / Сеидова (66,00 руб.)
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ ЛИБЕРАЛЬНЫХ РЕФОРМ: ЦЕНА ИЛИ ЦЕННОСТЬ? / Карпова (66,00 руб.)
ТЕАТРАЛЬНАЯ РЕФОРМА В ПРОВИНЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕПЕРТУАРНОГО ТЕАТРА КУЗБАССА / Зауэрвайн (66,00 руб.)
«СИБИРСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК» КАК ВООБРАЖАЕМОЕ / Новак (66,00 руб.)
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ МУЗЕЙНОЙ АРХИТЕКТУРЫ / Сурикова (66,00 руб.)
МУЗЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ / Сидоров (66,00 руб.)
ДУХОВНО-КУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ВЫСТАВОЧНОГО ЦЕНТРА / Хоружий (66,00 руб.)
СОВЕТСКИЙ ЭКСПРЕССИОНИСТ СОЛОМОН ГЕРШОВ / Мамонова (66,00 руб.)
МАРК ПЕКАРСКИЙ: «ЗВУК — ЭТО ОСОБЫЙ МИР» / Баяхунова (66,00 руб.)
К ВОПРОСУ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И МУЗЕЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ / Крыжановская (66,00 руб.)
ПЛОДЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ТОВАР / Панаиотиди (66,00 руб.)
ЭВОЛЮЦИЯ АНКЕТЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ЗРИТЕЛЯ / Егорова (66,00 руб.)
ДРАМАТУРГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА АУКЦИОНОВ / Мешкова (66,00 руб.)
ФЕДОР СОЛНЦЕВ: К ВОПРОСУ ОБ ИЛЛЮСТРИРОВАНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Н.В. ГОГОЛЯ / Аксенова (66,00 руб.)
ВНЕШНИЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РУССКО-НЕМЕЦКИЙ БИЛИНГВИЗМ С НАЧАЛА XVIII в. ДО 1740 года / Ковалева (66,00 руб.)
О ГРАНИЦАХ ЖИВОПИСИ И ПОЭЗИИ В ЖУРНАЛИСТСКОМ НАСЛЕДИИ ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО / Хадеева (66,00 руб.)
ДЖАЗОВАЯ КУЛЬТУРА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ МУЗЫКОЗНАНИИ, МУЗЫКАЛЬНОЙ КРИТИКЕ И ПУБЛИЦИСТИКЕ / Беличенко (66,00 руб.)
К ВОПРОСУ О СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ / Никонова (66,00 руб.)
ЛАБИРИНТ МИНОТАВРА: СЕМИОТИКА ДВОРЦОВОГО ПРОСТРАНСТВА / Мухин (66,00 руб.)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Журнал «Обсерватория культуры», издаваемый Российской государственной библиотекой с 2004 г., включен в новую редакцию (2010 г.) «Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук». <...> Obl.inddlOb .indd 2 28.09.2010 12:13:18 28.09.2010 12:13:18 информация к сведению авторов РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА ИНФОРМКУЛЬТУРА КУЛЬТУРЫ ОБСЕРВАТОРИЯ • ж у р н а л-о б о з р е н и е Всем, кто занимается историей, теорией или современным состоянием отечественной и зарубежной культуры, всем, кого интересует жизнь культуры и искусства в современном мире, их события, достижения, проблемы 2010 5 Ver.indd.Ver indd 1 30.09.2010 12:08:38 30.09.2010 12:08:38 СОДЕРЖАНИЕ Состав Редакционного совета Федоров Виктор Васильевич председатель (Российская государственная библиотека) Веденин Юрий Александрович (Российский научноисследовательский институт культурного и природного наследия) Генисаретский Олег Игоревич (Институт философии РАН) Дианова Валентина Михайловна (Санкт-Петербургский государственный университет) Дуков Евгений Викторович (Государственный институт искусствознания) Егоров Владимир Константинович (Российская академия государственной службы при Президенте РФ) Зверева Галина Ивановна (Российский государственный гуманитарный университет) Любимов Борис Николаевич (Высшее театральное училище им. <...> Духовно-культурные измерения новой концепции развития Всероссийского выставочного центра . <...> 69 5/2010 ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 3 В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ in terris Г.Г. Карпова. <...> Культурная политика в условиях либеральных реформ: цена или ценность? <...> Театральная реформа в провинции: тенденции развития репертуарного театра Кузбасса . <...> Артефакт как единица анализа социокультурной микродинамики . <...> Феномен творчества человека как фактор преодоления социальных пределов общества . <...> Культурная реальность) Дуков Евгений <...>
Обсерватория_культуры_№5_2010.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.142
Стр.143
Стр.144
Стр.145
Стр.146
Стр.147
Стр.148
Стр.149
Стр.150
Обсерватория_культуры_№5_2010.pdf
Obl.inddlOb .indd 1 28.09.2010 12:13:18 28.09.2010 12:13:18
Стр.1
Требования к рукописям статей, поступающим в журнал «Обсерватория культуры» • Редакция принимает ранее не опубликованные статьи. • При решении о публикации принимаются во внимание актуальность темы, четкая постановка исследуемой проблемы и логика ее решения. В статье должны быть представлены научные или прикладные результаты исследования, сделаны соответствующие выводы. • Редакция сообщает автору о решении редколлегии по поводу публикации в течение 2-х месяцев со дня регистрации рукописи в редакции. • Объем рукописей не должен превышать 35—40 тыс. знаков. Превышение объема может служить основанием для отказа в публикации. • Правила оформления статьи: рукописи принимаются по электронной почте в виде текстового файла в формате Word. Форматирование не допускается; оформление сносок и примечаний в пределах статьи должно быть единообразным. Желательна сплошная нумерация сносок. • Статья завершается списком литературы, составленным в порядке упоминания в тексте статьи. Ссылки на литературу в тексте даются в квадратных скобках, в которых помещается порядковый номер источника и номера страниц. • К рукописям прилагаются: резюме статьи объемом не более 400 знаков и список ключевых слов (не менее 8) на английском и русском языках; классификационные индексы ББК и УДК; сведения об авторе: фамилия, имя, отчество полностью; ученые степени и звания; должность и место работы. • Плата за публикацию статей не взимается. Материалы направляйте по адресу: aisnikl@rsl.ru — главному редактору Лаптевой Тамаре Ильиничне. Рады будем видеть вас в числе наших подписчиков. Журнал «Обсерватория культуры», издаваемый Российской государственной библиотекой с 2004 г., включен в новую редакцию (2010 г.) «Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук». Перечень сформирован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки РФ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2006г. № 227, действует с 01 января 2007 года. Издание рекомендовано Экспертным советом по философии, социологии и культурологии; Экспертным советом по филологии и искусствоведению. Индекс в объединенном каталоге «Пресса России» — 12141. Obl.inddlOb .indd 2 28.09.2010 12:13:18 28.09.2010 12:13:18 информация к сведению авторов
Стр.2
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА ИНФОРМКУЛЬТУРА КУЛЬТУРЫ ОБСЕРВАТОРИЯ • ж у р н а л-о б о з р е н и е Всем, кто занимается историей, теорией или современным состоянием отечественной и зарубежной культуры, всем, кого интересует жизнь культуры и искусства в современном мире, их события, достижения, проблемы 2010 5 Ver.indd.Ver indd 1 30.09.2010 12:08:38 30.09.2010 12:08:38
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Состав Редакционного совета Федоров Виктор Васильевич председатель (Российская государственная библиотека) Веденин Юрий Александрович (Российский научноисследовательский институт культурного и природного наследия) Генисаретский Олег Игоревич (Институт философии РАН) Дианова Валентина Михайловна (Санкт-Петербургский государственный университет) Дуков Евгений Викторович (Государственный институт искусствознания) Егоров Владимир Константинович (Российская академия государственной службы при Президенте РФ) Зверева Галина Ивановна (Российский государственный гуманитарный университет) Любимов Борис Николаевич (Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина) Неретин Олег Петрович (Министерство культуры РФ) Орлова Эльна Александровна (Институт социальной и культурной антропологии Государственной академии славянской культуры) Разлогов Кирилл Эмильевич (Российский институт культурологии) Рубинштейн Александр Яковлевич (Институт экономики РАН) Сизова Елена Алексеевна (Государственная Дума РФ) Стернин Григорий Юрьевич (Государственный институт искусствознания) Тихонова Людмила Николаевна (Российская государственная библиотека) Трубочкин Дмитрий Владимирович (Государственный институт искусствознания) Флиер Андрей Яковлевич (Московский гуманитарный университет) © ФГБУ «Российская государственная библиотека», 2010 2 4 НАСЛЕДИЕ К.В. Сурикова. Экзистенциальные основания музейной архитектуры .............. 62 А.М. Сидоров. Музей в современной культуре .............................................. 66 С.С. Хоружий. Духовно-культурные измерения новой концепции развития Всероссийского выставочного центра ......................................... 69 5/2010 ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 3 В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ in terris Г.Г. Карпова. Культурная политика в условиях либеральных реформ: цена или ценность? ................................................................................ 42 досье культурной политики Л.Т. Зауэрвайн, Н.Л. Прокопова. Театральная реформа в провинции: тенденции развития репертуарного театра Кузбасса .................................. 51 явление М.В. Новак. «Сибирский цирюльник» как воображаемое .............................. 57 2 КУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Е.В. Дзякович. Локальная идентичность как социокультурный феномен современной российской провинции ........................................................ 24 А.Б. Пермиловская. Культурное наследие Русского Севера как ресурс развития региона ................................................................... 29 Г.Н. Сеидова. Сохранение культурной самобытности России в условиях глобализации: региональный аспект......................................................... 35 1 КОНТЕКСТ Э.А. Орлова. Артефакт как единица анализа социокультурной микродинамики .......................................................................................4 А.Г. Шубаков. Принцип социального: культурологический дискурс ................. 11 Е.Н. Струк. Феномен творчества человека как фактор преодоления социальных пределов общества ............................................................... 18 Ver.indd.Ver indd 2 30.09.2010 12:08:38 30.09.2010 12:08:38
Стр.4
Состав редакционной коллегии Главный редактор: Лаптева Тамара Ильинична 5 ИМЕНА. ПОРТРЕТЫ И.Г. Мамонова. Советский экспрессионист Соломон Гершов ........................... 78 Л.Б. Баяхунова. Марк Пекарский: «Звук — это особый мир» .......................... 84 Заместители главного редактора: Деева Ирина Алексеевна Обидин Александр Иванович Редакторы: Ветлицына Ирина Михайловна Гусейнова Нонна Михайловна Кураторы направлений: Орлова Эльна Александровна (Контекст. Культурная реальность) Дуков Евгений Викторович (В пространстве искусства и культурной жизни) Зверева Галина Ивановна (Кафедра) 6 КАФЕДРА Н.В. Крыжановская. К вопросу об образовательных возможностях высшей школы и музея на современном этапе ........................................... 90 Э.Г. Панаиотиди. Плоды глобализации: музыкальное образование как товар .............................................................................................. 94 лекции по культурологии М.Н. Егорова. Эволюция анкеты театрального зрителя ................................... 98 О.Г. Мешкова. Драматургическая природа аукционов ................................. 102 Дианова Валентина Михайловна (Наследие) Ответственный секретарь Евгения Михайлова Дизайн макета Виктор Малофеевский Предпечатная подготовка отдел полиграфии РГБ Зав. отделом Мария Строганова Верстка Надежда Епифанова Технический редактор Наталия Соловьева Корректоры: Александр Макаров, Татьяна Михантьева Журнал зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации — ПИ № 7716687 от 10 ноября 2003 г. Издается с 2004 г. 7 ORBIS LITTERARUM Г.А. Аксенова. Федор Солнцев: к вопросу об иллюстрировании произведений Н.В. Гоголя ..................................................................... 106 Т.В. Ковалева. Внешний индивидуальный русско-немецкий билингвизм с начала XVIII в. до 1740 года ................................................................ 112 Д.О. Хадеева. О границах живописи и поэзии в журналистском наследии Владимира Маяковского ......................................................... 118 С.А. Беличенко. Джазовая культура в отечественном музыкознании, музыкальной критике и публицистике .................................................... 122 Учредители: ФГБУ «Российская государственная библиотека» НИЦ Информкультура РГБ Издатель: ФГБУ «Российская государственная библиотека» Адрес Редакции: 119019, г. Москва, ул.Воздвиженка, д. 3/5 Тел./факс 6958312 Email: aisnikl@rsl.ru Рукописи, фотографии, рисунки не возвращаются Перепечатка материалов разрешается только по согласованию с редакцией, ссылка на журнал «Обсерватория культуры» обязательна Типография 8 СВЯЗЬ ВРЕМЕН А.А. Никонова. К вопросу о социокультурной идентификации: традиции и инновации .......................................................................... 128 А.С. Мухин. Лабиринт Минотавра: семиотика дворцового пространства ......... 132 5/2010 ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ Подписано в печать 28.09.10 Формат 60х90/8. Офсетная печать Усл. печ. л. 18,5. Уч.изд. л. 18,0 Гарнитура «OfficinaSains» Тираж 500 экз. Заказ Распространяется во всех регионах России и за рубежом. Подписка по объединенному каталогу «Пресса России» (инд. 12141) и по заявкам, присланным в редакцию 3 Ver.indd.Ver indd 3 30.09.2010 12:08:38 30.09.2010 12:08:38
Стр.5
CONTENTS 1 CONTEXT E. Orlova. Artifact as the Unit of Analysis of Socio-Cultural Micro Dynamics ...........4 A. Shubakov. Principle of Social Existence: Cultural Studies Discourse ............ 11 H. Struk. The Phenomenon of Human Creativity as a Factor in Overcoming the Social Limits of Society ....................................................................... 18 2 CULTURAL REALITY H. Dzyakovich. Local Identity as a Socio-Cultural Phenomenon of Modern Russian Province ...................................................................... 24 A. Permilovskaya. Cultural Heritage of the Russian North as a Resource for Development of the Region .................................................................. 29 G. Seidova. Preserving the Cultural Identity of Russia in the Context of Globalization: Regional Dimension ......................................................... 35 3 IN SPACE OF ART AND CULTURAL LIFE in terries G. Karpova. Cultural Policy in the Context of Liberal Reforms: Price or Value? ....... 42 cultural policy dossier L. Zauerwine, N. Prokopova. Theatre Reform in the Provinces: Tendencies of the Development of the Repertoire Theatre in Kuzbass ........................................ 51 Phenomenon M. Novak. «The Siberian Barber» as Imagination ............................................. 57 4 HERITAGE K. Surikova. Existential Foundations of Museum Architecture ............................ 62 Sidorov. Museum in Modern Culture .............................................................. 66 S. Khoruzhy. Spiritual and Cultural Dimensions of “New Development Concept of All-Russian Exhibition Center” ............................................................... 69 140 5/2010 ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ Ver.indd 140 Ver.indd 140 30.09.2010 12:08:53 30.09.2010 12:08:53
Стр.142
5 NAMES. PORTRAITS I. Mamonova. Soviet Expressionist Solomon Gershov ........................................ 78 L. Bayakhunova. Mark Pekarsky: “The Sound is a Special World” ......................... 84 6 CHAIR N. Kryzhanovskaya. On Educational Opportunities of Higher School and Museums at the Present Stage ............................................................. 90 E. Panaiotidi. Fruits of Globalization: Music Education as Commodity ................. 94 lectures on Сultural Studies M. Egorova. Evolution of Theatregoers Profile ................................................. 98 O. Meshkova. Auctions Dramaturgic Nature .................................................. 102 7 ORBIS LITTERARUM G. Aksenova. Fyodor Solntsev and Illustration of Nikolai Gogol’s Literary Works ...................................................................................... 106 T. Kovaleva. External Individual Russian-German Bilingualism from the Beginning of the XVIII Century to 1740 ............................................... 112 D. Khadeeva. On the Limits of Painting and Poetry in Journalistic Legacy of Vladimir Mayakovsky .......................................................................... 118 S. Belichenko. Understanding of Jazz Culture in Home Musicology, Music Critique and Publicism ...................................................................................... 122 8 JOINT OF TIME A. Nikonova. Social-Cultural Identification: Traditions and Innovations ............. 128 A. Mukhin. Labyrinth of Minotaur: Semiotics of Palace Space .......................... 132 5/2010 ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ 141 Ver.indd 141 Ver.indd 141 30.09.2010 12:08:53 30.09.2010 12:08:53
Стр.143
SUMMARIES Artifact as the Unit of Analysis of Socio-Cultural Micro Dynamics (by Elna Orlova) introduces the concept of artifact as the elementary unit of study of socio-cultural micro dynamics. This is the generation and use of artificial objects in the processes of social interaction and communication. The internal structure of an artifact is determined through its main features — functional, technological, and semantic. It is stressed that besides their correlation there is also a relative autonomy. This leads to ambiguity of artificial objects interpretation considering them as some open cultural forms. The place of the concept in the study of socio cultural processes is also considered. Keynote words: artifact, social interaction, communication, open form, mediation. Principle of Social Existence: Cultural Studies Discourse (by Alexis Shubakov) is focused on the principle of social existence, i.e. the unification principle for the society members and their constraint to maintain mutual uniformity in different relations/interactions. Such approach, from our point of view, allows not only to avoid the unpromising searches for the “substance” of the society, but to clarify the societal subject field in contrast to fields of social phenomena, politics and economics, language communications. Keynote words: stratum, society, social, language communications, principle of social existence, subjectivity, social construction. The Phenomenon of Human Creativity as a Factor in Overcoming the Social Limits of Society (by Helen Struk) is devoted to the problem of human creativity. In the analysis of this phenomenon the author shows that only human creativity and nothing else represents the force that transforms the man himself and the world around him. Keynote words: creativity, intuition, limits, social limits, innovations, freedom, transgression, creative thinking. Local Identity as a Socio-Cultural Phenomenon of Modern Russian Province (by Helen Dzyakovich) deals with the concepts of regional and local identities. The author analyses the parities and interrelations of these concepts in the research literature as well in everyday social practices of contemporary Russian province. Particular attention is paid to identifying the factors that contribute to the construction of local identities within the socio-cultural space of presentday Russian regions. Keynote words: identity, mass communication, dynamics, transformation, society, space, province, region, communicative space. Cultural Heritage of the Russian North as a Resouru for Development of the Region (by Anna Permilovskaya) is analyzed as an integral phenomenon of Russian culture, compared in its importance with unique phenomena of world culture. The problem of preservation of rural cultural landscape of this region demands a coordination of strategy of development of this region with both Russian and international theory and practice of the cultural protection of cultural objects. In turn, while shaping the cultural policy of Russia it is necessary to take into account the historical roots of regional development and features of processes that form local culture. Keynote words: Russian North, culture of the Russian North, cultural heritage, rural cultural landscape, monuments of folk architecture, regional cultural policy. Preserving the Cultural Identity of Russia in the Context of Globalization: Regional Dimension (by Gulchohra Seidova) deals with the problems of preserving spiritual heritage and cultural identity of the unique complexity and diversity of ethno-national and confessional structure of traditional society in the Caucasus region in accelerating the pace of change caused by the inevitable process of globalization. Keynote words: globalization, multi-ethnic and multi-confessional Russian civilization, national and civilization identity, ethno-confessional factor, abrahamic religions, Muslim culture, ethnic and cultural diversity, traditional society, ethno-integrated force. Cultural Policy in the Context of Liberal Reforms: Price or Value? (by Galina Karpova) discusses some approaches to defining the cultural policy as well as issues related to the role of the state and mechanisms of realization of Russian policy in the sphere of culture, problems of market relations in culture and social implications of these relations. The author believes that in many respects designing the national concept of cultural policy depends on priorities of the state in the decision of problems of culture. The modern cultural policy represents the interaction of various actors, whose efforts create the strategy of real actions in cultural sphere. So the field of cultural policy is considered by the author as a sphere of force application and a competition of different agents, whose interests are at variance. Keynote words: cultural policy, cultural symbolic capital, economics of culture and creativity, market relationships. Theatre Reform in the Provinces: Tendencies of the Development of Repertoire Theatre in Kuzbass (by Larissa Zauerwine, Natalie Prokopova) considers changes in the functioning of the repertoire theatre of the Kuzbass province in recent years. The authors analyzed the materials on investigation and comprehension of administrative and creative aspects Ver.indd 142 Ver.indd 142 30.09.2010 12:08:53 30.09.2010 12:08:53
Стр.144
of the activities of Kuzbass concert-entertainment institutions. It allowed them to identify the main problems revealed by the theatre reform and determine some tendencies in the work of province theatres. Keynote words: repertoire theatre of the provinces, theatre reform, organizational and legal form, autonomous cultural institutions. «The Siberian Barber» as Imagination (by Margaret Novak) examined the famous film «The Siberian Barber» by Nikita Mikhalkov as the cultural and ideological project. The film is exposed to the semiotic analysis. Particular attention is paid to the confrontation of two ideologies which widespread in Russia — Western European origin and native Russian Orthodox as it reflected in Mikhalkov’s film. Keynote words: cultural project, feature film, national idea, consumerism, consumption society, Russian Orthodoxy. Existential Foundations of Museum Architecture (by Ksenia Surikova) deals with the new formula of the historical museum in terms of existentialism. The museum’s recent discursive formula is analyzed through the case of Berlin Jewish Museum and Warsaw Uprising Museum. Keynote words: historical museum, existentialism, aesthetics, museum architecture, M. Heidegger, exposition, architecture. Museum in Modern Culture (by Alexis Sidorov) considers the process of change in understanding the museum’s functions as a category of modern historical and post-historic consciousness — from the sacred to the compensatory and constitutive. The author notes a distorting impact of the market on the development of the museum; stresses the need to separate museum from the so called “culture industry” and the creation of an autonomous encyclopedic and artistic space necessary for the preservation of the reflective function, which the museum historically acquired in modern culture. Keynote words: museum, museofication, museum functions, art museum. Spiritual and Cultural Dimensions of the “New Development Concept of All-Russian Exhibition Center” (by Sergey Khoruzhy) is a part of the expert report on “Development Concept of All-Russia Exhibition Centre”, carried out in autumn 2009 on orders from the Government of Russia. The author sets out the spiritual and cultural challenges of the concept, which are summed up in the formula “broadcast positive identity of Russia”, and the scheme to address these problems. The author’s basic notion of “positive identity of Russia” is systematically revealed in its historical content. Keynote words: Russia, Russian Orthodoxy, personality, identity, cultural entity, historical subject. Soviet Expressionist Solomon Gershov (by Irina Mamonova) is devoted to a scantily explored painter S.M. Gershov (1906—1989) whose painting is considered as a variant of expressionism. In the article, the sources of origin of Gershov’s style are defined and a figurative and aesthetic conception of his creative work is characterized. A painting method of the artist is retraced through the “dialog” with one of his teachers — P.N. Filonov. Keynote words: painter, painting, expressionism, portrait, school, S. Gershov, P. Filonov, K. Malevich, “madeness”, “analytical method”, manner. Mark Pekarsky: “The Sound is a Special World” (by Leila Bayakhunova) is devoted to Mark Pekarsky — an outstanding percussion performer, a professor at the Moscow Conservatory, who’s celebrating his 70-years in 2010. The author describes the musician s diversity, his aesthetic views on the nature of sound and the secrets of professional skills, interaction with contemporary musicians. Keynote words: Mark Pekarsky, percussion instruments, the ensemble of percussion instruments. On Educational Opportunities of Higher School and Museums at the Present Stage (by Natalie Kryzhanovskaya) considers the problems of contemporary Russian education on the example of higher school and museums. Active implementation of West European methods requires certain changes in established organizational structures. Uncritical adoption of such educational practices leads to a decline in overall intellectual and spiritual level of the younger generation. That is why these problems require special attention. Keynote words: globalization, Bologna process, higher education, education services, human ecology, museum, cultural and educational activities of museum, museum object, value. Fruits of Globalization: Music Education as Commodity (by Elvira Panaiotidi) deals with a socio-political turn in the English-language philosophy of music education at the beginning of the third millennium. A clear sign of this shift is Paul Woodford’s book Democracy and Music Education: Liberalism, Ethics, and the Politics of Practice (2005) that provoked a great deal of ongoing discussion in music education. The Canadian scholar provided in his book a detailed and thorough survey of the neo-liberal reforms in music education in the Western countries. In doing so, he strongly criticized their consequences for music educational practice and research and put forward some suggestions on how the dehumanization and commercialization of music education could be overcome. The article presents the key ideas of Woodford’s criticism and his recommendations which, in the author’s opinion, suggest that, on one hand, we should be more careful and selective when borrowing ideas implementing them into our practice and, on the other hand, we are well advised to take a more differentiated attitude towards our own heritage. Ver.indd 143 Ver.indd 143 30.09.2010 12:08:53 30.09.2010 12:08:53
Стр.145
Keynote words: globalization, music education, Paul Woodford, commercialization of education and research, competitiveness as educational aim, privatization of education. Evolution of Theatregoers Profile (by Maria Egorova) considers the history of sociological research of audience in the Russian theatre of XX century on the example of surveys carried out both in the capital and professional theatres in the country. Keynote words: Russian theatre, audience, questionnaires, surveys. Auctions Dramaturgic Nature (by Olga Meshkova) investigates the “theatrical” aspect of art auctions. The art auction is seen as a play, in which there are basic elements of theatrical action: actors, props, audience, and scenario. Keynote words: auction, auction representation, theatrical nature of the auction, art auction, Sotheby’s, Christie’s. Fyodor Solntsev and Illustration of Nikolai Gogol’s Literary Works (by Galina Aksenova) tells the story of the wellknown Russian artist-illustrator Fyodor Solntsev and the famous writer Nicolai Gogol who were contemporaries, lived and created in Petersburg as well as in Moscow at the same time but never met and saw each other pro vita. F. Solntsev never acted as an illustrator of N. Gogol’s literary works. However, the best illustrations that reveal the inner, spiritual world of the writer were made by Solntsev. The illustrations accompanying “Meditations on the Divine Liturgy” were made on the request of the publisher I.L. Tuzov for another book and were printed in 1884. Those particular illustrations were used by the publisher while preparing Gogol’s “Meditations...” as the deluxe edition. In such a way the two distinguished figures of Russian culture of the XIX century “crossed” their paths hereafter and so Feodor Solntsev acted as the superior illustrator of one of the best Russian writers and philosophers. Keynote words: Golden Age of Russian literature, national identity, Divine Liturgy, book publishing, illustration, and book graphics. External Individual Russian-German Bilingualism from the Beginning of the XVIII Century to 1740 (by Tatiana Kovaleva) considers the origin and development of external individual Russian-German bilingualism in Russia from 1700 to 1740, the role of Peter I as the founder of the linguistic process, which for various reasons did not become widespread. Presented fact give an objective view on this important process in Russian culture and language Keynote words: bilingualism, Russian history, Russian culture, Russian literature, German language, diglossia, Peter the Great. On the Limits of Painting and Poetry in Journalistic Legacy of Vladimir Mayakovsky (by Daria Khadeeva) analyzes the specific character of the journalistic art of Vladimir Mayakovsky in its relationship with cultural features of the era at the turn of XIX-XX centuries. This period tended to the synthesis of arts and it formed an artist who combined many and different talents. The combination of these talents and their reflection in the creative activity (synthesis of painting and poetry in newspaper articles, magazines, propagandist works) not only made his journalistic legacy unprecedented, eye-catching and different from all others but significantly influenced his contemporaries in Russia and abroad. Keynote words: Vladimir Mayakovsky, Silver Age, Russian journalism, genre, target audience, synthesis of art, poet’s prose. Undestanding of Jazz Culture in Home Musicology, Music Critique, and Publicism (by Sergei Belichenko) deals with the home jazz literature of Soviet and past-Soviet periods. It tries to descriebe all significant processes of jazz development. Keynote words: jazz, home jazz history, bibliography. Social-Cultural Identification: Traditions and Innovations (by Antonina Nikonova) considers the relationship of different types of identity and the corresponding channels of perception of cultural heritage. For the first time a different balance between tradition and innovation occurs while changing the type of memory associated with the written culture, in which the text is always more variant. Then the ratio of different types of cultures changes; they are separated by the degree of relevance. These changes are reflected in the museum activities. Museums are actively using the new practices of the past, for example, different gaming devices, historical reconstruction, and computer simulation programs of the past. Keynote words: identity, national culture, cultural memory, cultural legacy, tradition, innovation, forms of translation of cultural legacy, museum, exposition. Labyrinth of Minotaur: Semiotics of the Palace Space (by Andre Mukhin) is devoted to the semiotic content of the palace area, as expressed in the mythology of ancient peoples. The myths of Minotaur, as well as the legends of European and Middle Eastern ethnic groups, give an example and possibility to consider symbols of fertility cults, ideas about the cycling of life and death, the royal authority and sacred objects that reflect in the architecture the main categories of mythological consciousness. Keynote words: palace architecture, Labyrinth of Minotaur, chthonic world, fertility cult, residence, model of the Universe, sacred vessels. Ver.indd 144 Ver.indd 144 30.09.2010 12:08:54 30.09.2010 12:08:54
Стр.146
АВТОРЫ НОМЕРА Аксенова Галина Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Московского педагогического государственного университета E-mail: galax@dubki.ru Баяхунова Лейла Бакировна, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИЦ Информкультура Российской государственной библиотеки E-mail:aisnikl@rsl.ru Беличенко Сергей Андреевич, кандидат искусствоведения, директор Сибирского института джаза E-mail: jazzlab@ngs.ru Дзякович Елена Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры социальных коммуникаций Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина. E-mail: dzelena@mail.ru> Зауэрвайн Лариса Теодоровна, кандидат философских наук, доцент Кемеровского государственного университета культуры и искусств, начальник департамента культуры и национальной политики Кемеровской области Егорова Мария Николаевна, аспирант Государственного института искусствознания Карпова Галина Геннадьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университета, докторант E-mail: galina.karpova@socpolicy.ru Ковалева Татьяна Викторовна, кандидат философских наук, преподаватель кафедры этики факультета философии Санкт-Петербургского государственного университета E-mail: ОЕФ trandafir@yandex.ru Крыжановская Наталья Владимировна, аспирант кафедры музейного дела и охраны памятников философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета E-mail: novska@mail.ru Мамонова Ирина Геннадьевна, искусствовед, аспирант Европейского университета в Санкт-Петербурге E-mail: do-li@yandex.ru Мешкова Ольга Геннадьевна, аспирант Российского института культурологии, кафедра теории и истории искусства E-mail: meshkovao @ mail.ru Мухин Андрей Сергеевич, кандидат философских наук, докторант кафедры культурологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, доцент кафедры музееведения и экскурсоведения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, Никонова Антонина Александровна, кандидат философских наук, доцент кафедры музейного дела и охраны памятников философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета E-mail: onina@rambler.ru Новак Маргарита Владимировна, соискатель кафедры философии Белгородского государственного университета E-mail: novakmargarita@yandex.ru Орлова Эльна Александровна, доктор философских наук, профессор, директор Института социальной и культурной антропологии Государственной академии славянской культуры E-mail: orlovaelna@rambler.ru Панаиотиди Эльвира Георгиевна, профессор кафедры общественных наук Северо-Осетинского государственного педагогического института E-mail: eidos5@yandex.ru Пермиловская Анна Борисовна, кандидат культурологии, докторант кафедры культурологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, ведущий научный сотрудник Института Ver.indd 145 Ver.indd 145 30.09.2010 12:08:54 30.09.2010 12:08:54
Стр.147
экологических проблем Севера Уральского отделения РАН, доцент Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства (филиал в г. Архангельск) E-mail: annaperm@atner.ru Прокопова Наталья Леонидовна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры культуры и искусства речи Кемеровского государственного университета культуры и искусств E-mail: n_prokopova@kemnet.ru Сеидова Гюльчохра Надировна, кандидат философских наук, доцент, заместитель директора, зав. кафедрой гуманитарных дисциплин Дагестанского государственного университета, филиал в г. Дербент E-mail: derfildgy@ mail.ru Струк Елена Николаевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социальных наук Иркутского государственного университета путей сообщения E-mail: struken@rambler.ru Сидоров Алексей Михайлович, кандидат философских наук, доцент кафедры онтологии и теории познания Санкт-Петербургского государственного университета Сурикова Ксения Васильевна, аспирант кафедры музейного дела и охраны памятников философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета E-mail: ksurikova@gmail.com Хадеева Дарья Олеговна, соискатель кафедры русской литературы и журналистики ХХ—ХХI веков Московского педагогического государственного университета E-mail: khadeeva@gmail.com Хоружий Сергей Сергеевич, доктор физико-математических наук, профессор философии Института философии РАН, академик РЕН, директор Института синергийной антропологии E-mail: horuzhy@orc.ru Шубаков Алексей Геннадиевич, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник НИЦ Информкультура Российской государственной библиотеки E-mail: aisnikl@rsl.ru Ver.indd 146 Ver.indd 146 30.09.2010 12:08:54 30.09.2010 12:08:54
Стр.148
Вниманию читателей! Научно-информационный центр по культуре и искусству (НИЦ Информкультура) Российской государственной библиотеки предлагает подписаться на информационную продукцию, распространяемую в печатной и электронной форме, а также оформить заказ на информационные услуги. Продукция и услуги НИЦ Информкультуры предназначены широкому кругу ученых, специалистов, информационных и библиотечных работников, занятых в области культуры и искусства, а также организациям досуга, образования и воспитания, печати, радио и телевидения. НИЦ Информкультура работает в тесном контакте с Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы им. М.И. Рудомино, Научной музыкальной библиотекой им. С.И. Танеева Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского и другими библиотеками и учреждениями культуры и искусства России. НИЦ Информкультура готовит 8 серий текущих библиографических и реферативно-библиографических указателей, в которых публикуются сведения о новой отечественной и зарубежной литературе по культуре и искусству. Библиографические описания книг, статей из серийных, периодических и продолжающихся изданий, методических разработок снабжены аннотациями или рефератами. В указателях отражаются публикации на русском языке, языках народов СНГ, европейских языках, содержится блок информации о неопубликованных документах и депонированных научных работах, приводятся сведения об авторефератах диссертаций, представленных на защиту или защищенных в ведущих отраслевых вузах страны. Помимо реферативно-библиографической информации НИЦ Информкультура предлагает вниманию подписчиков: • дайджест «Библиотека в эпоху перемен» • научный информационно-аналитический журнал «Обсерватория культуры» Подробную информацию о печатных и электронных изданиях можно получить на сайте НИЦ Информкультура РГБ http://infoculture.rsl.ru • научно-информационный сборник «Охрана культурного наследия: проблемы и решения. Материалы ИКОМОС» • политематическую и тематические реферативно-библиографические и библиографические базы данных, включающие записи по всем направлениям культуры и искусства. Ver.indd 147 Ver.indd 147 30.09.2010 12:08:54 30.09.2010 12:08:54
Стр.149
Порядок оформления подписки в 2011 году Подписка на информационную продукцию в печатной форме и реферативнобиблиографические CD осуществляется по каталогу Информкультуры РГБ и в агентствах альтернативной подписки: ООО «Агентство Артос-ГАЛ», ООО «АльтПресса», ООО «ИНТЕР-ПОЧТА-2003», ООО «Информнаука», ЗАО «МК-Периодика». Подписка проводится также по объединенному каталогу «Пресса России. Газеты и журналы». Подписку на информационную продукцию, информационные услуги можно оформить по безналичному расчету, заключив двусторонний договор. Для этого необходимо направить заявку по факсу: (495) 695-83-12 или e-mail: aisnikg@rsl.ru, av-nik@rsl.ru, izd_nik@rsl.ru, ruskult@rsl.ru, maya-nik@rsl.ru. В заявке, кроме количества комплектов и суммы заказа, необходимо указать банковские реквизиты организации, адрес, телефон, факс, e-mail. Договор заверяется подписью директора и главного бухгалтера организации. Счет - фактура и накладные выставляются только по факту оплаты. Заказы на информационную продукцию в электронной форме и информационные услуги принимаются в течение всего года. Цены на печатные издания, указанные в каталоге НИЦ КИ (каталожные цены), включают НДС (10%); продукция, предоставляемая в электронном виде, включает НДС (18%) согласно действующему налоговому законодательству РФ. Отдельные выпуски печатных изданий и CD можно приобрести за наличный расчет при обращении непосредственно в Информкультуру. Оплата наличными с предоставлением заказчику кассового чека и квитанции поощряется дополнительной скидкой 10—15% (CD) от полной или льготной стоимости. СПРАВКИ по вопросам подписки и рассылки: Информационная продукция в печатной форме (подписка, договора) — тел.:(495) 622-83-12, Бутакова А.Е., e-mail: allanik@rsl.ru; рассылка, продажа отдельных выпусков — тел.:(495) 695-50-42, Кобылянская А.А., (495) 695-64-24, e-mail: izd_nik@rsl.ru Информационная продукция в электронной форме: БД реферативнобиблиографической информации — тел.: (495) 695-78-67, Горбунова А.В., Смирнова Н.Л., e-mail: av-nik@rsl.ru; БД фактографическая — тел.: (495) 697-04-31, Сухотина М.Л., Козлова А.А., e-mail: aisnikg@rsl.ru; БД полнотекстовая — тел.:(495) 622-86-14, Зинина Е.Б., e-mail: ruskult@rsl.ru Информационная продукция с предоставлением в режиме онлайн: ЭК реферативнобиблиографических ресурсов, электронные версии печатных научно-информационных изданий — тел.: (495) 697-04-31, Сухотина М.Л., Козлова А.А., e-mail: aisnikg@rsl.ru Депонирование научных работ — тел.: (495) 695-60-42, Кызласова М.С., e-mail: maya-nik@rsl.ru Ver.indd 148 Ver.indd 148 30.09.2010 12:08:54 30.09.2010 12:08:54
Стр.150