Библиотековедение
БВ
Трансформация детских библиотек:
в поисках оптимальной модели
Долгие годы было принято считать, что детские
библиотеки — это целиком отечественное явление,
такой библиотечный «калашников», рожденный в
границах СССР. С одной стороны, детские библиотеки
были предметом официально декларируемой гордости,
с другой — приходилось объяснять зарубежным коллегам,
зачем они нужны. И волей-неволей задумываться,
а почему их, собственно, нет больше нигде в мире?
Наступило иное время, изменился государственный
строй. Изменилось отношение к библиотекам,
как части «большой» культуры, разрушилась система
государственной политики в области библиотечного
дела. Об этом и о том, что ее надо восстанавливать,
заявил недавно на страницах журнала «Библиотековедение»
министр культуры Российской Федерации
В.Р. Мединский. И вот ведь парадокс! Сегодня доказывать,
что детские библиотеки нужны, приходится уже нашим местным властям,
которые в силу финансовых причин начали объединять детские библиотеки в российских
регионах сначала с юношескими, а потом и со взрослыми, или попросту
закрывать. В то время как за рубежом, напротив, специализированные детские
библиотеки стали строить и открывать — в Японии, Южной Корее, Франции…
Конечно, в качестве традиционного книгохранилища детская библиотека
сегодня востребована меньше. Причины известны и обсуждаемы в обществе: спад
рождаемости, отток реальных пользователей в виртуальное пространство, зачастую
более чем скромное комплектование библиотек актуальной детской литературой на
фоне обилия доступного пиратского цифрового контента… Да и дети сегодня мало
мобильны, дворовая вольница и свобода передвижения в далеком прошлом, вопросами
безопасности ребенка вне дома озабочена любая российская семья. Перечислять
можно долго.
Но даже этот упрощенный перечень проблем сразу же очерчивает симметричный
круг возможностей быть востребованной, которые детская библиотека способна
реализовать. Для этого она должна измениться сама. И трансформации эти уже
происходят повсеместно: детская библиотека становится востребованным центром
дополнительного образования, интеллектуального досуга, «третьим местом», дополняющим
дом, учебу, работу.
Детская библиотека может много полезного предложить детям и родителям
в сфере организации разумного использования ресурсов Интернета или, скажем,
электронных мобильных приложений. Именно дети, подростки — самые активные
социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии.
И библиотека должна им эти возможности предоставить в полной мере, обеспечить
навигацию и облегчить свободный доступ к «банку» формирующихся цифровых ресурсов.
Интернет, о чем говорится в Федеральном законе РФ № 436-ФЗ, может быть
опасным для ребенка, его сознания. Задача детской библиотеки — стать для ребенка
защитником, гуманным, авторитетным проводником в цифровой мир.
Все эти преобразования возможны, если в библиотеку придут библиотекари нового
поколения. Или пройдут обучение те, кто уже обладает опытом, но готов учиться
и работать в среде Web 2.0, меняться вместе с библиотекой и менять окружающее
библиотечное пространство в содружестве со своими пользователями — детьми.
М.А. Веденяпина,
директор Российской государственной
детской библиотеки
Стр.2
Содержание
Веденяпина М.А. Трансформация
детских библиотек: в поисках
оптимальной модели
...................................................1 Важная тема
Хахалева Н.И. Основные направления
актуализации учета
библиотечного фонда в новом
регламентирующем документе
................................................ 19
(июль — август)
4/2013
2
4
1
3
БВ
Библиотека —
Культура —
Общество
РБА-2013
Трушина И.А. Всероссийский
библиотечный конгресс:
XVIII Ежегодная конференция
Российской библиотечной
ассоциации
..................................................8
Никонорова Е.В. Библиотеки
и издатели: вызовы времени,
новые роли и модели взаимодействия
................................................
16
Библиотека: теория и
практика
Соколов А.В. Информационные
функции и гуманистическая
миссия российских библиотек
[окончание]
................................................25
Информатизация —
Ресурсы —
Технологии
Библиотеки в информационном
обществе
Земсков А.И., Шрайберг Я.Л.
20 лет крымским конференциям:
пример устойчивого развития
................................................30
Национальная
библиография
Левин
Г.Л. Основные тенденции
развития национальной библиографии
в Российской Федерации
................................................37
Книга
—
Чтение —
Читатель
Фонды РГБ
Хвостова С.Ю. Непростая судьба
библиотеки Шнеерсона
................................................50
Библиотеки
в полиэтнической среде
Чаднова И.В. Работа библиотек
с национальной литературой
................................................54
Славянские просветители
Черных Е.А. Василий Алексеевич
Бильбасов и его труд «Кирилл
и Мефодий»
Лики —
Лица —
Судьбы
................................................66
................................................43
Анонс
Ресурсы и технологии
Майстрович Т.В. Интернет-конференция
«Национальный стандарт
“Библиотечная статистика.
Показатели и единицы исчисления”.
Итоги обсуждения»
Международный библиографический
конгресс: приглашение к
участию
................................................47
Научно-информационный центр
по культуре и искусству «Информкультура»
в 2014 году
............................................... 48
Анонс
«Книга в пространстве культуры».
Выпуск 1(9)2013
................................................64
Имена
Плохова М.Г., Гончаров М.А.
«Первейшею драгоценностью
на свете». Книги в жизни и творчестве
Андрея Тимофеевича
Болотова
................................................76
Стр.3